Портал некоммерческих организаций
Ярославской области

лого2

logo

Некоммерческое партнерство «Веселый войлок»

Лия Виснапу: «В современном обществе никто не заботится о неработающих мамах, которые сидят дома с детьми. Мы стараемся решить эту проблему».

Проблема

В современном обществе недостаточно уделяется внимание женщинам, которые вынуждены сидеть дома с детьми (одинокие, многодетные матери и мамы, дети которых требуют постоянного присмотра). Таким женщинам сложно найти работу: практически везде требуется четкое соблюдение графика, дисциплина, выполнение плана. А работа с войлоком на дому позволяет распоряжаться своим временем и обрести некоторую независимость. Как правило, рукодельницы работают по 2–3 часа в день. В семье художников трое детей, так что проблема незанятости мамы, которая должна заниматься с детьми, изначально лежала на поверхности, оставалось только воплотить в жизнь великолепную идею создания социального предприятия.

Задачи

Создание рабочих мест для социально незащищенных категорий женщин: многодетных и одиноких матерей, производство войлочных игрушек для их последующей продажи.

Путь к успеху

Художники Павел Гаврилов и Лия Виснапу открыли для себя войлок в 2006 году, когда делали кукол для Рыбинского театра. Изучили технологию — и овечья шерсть стала превращаться в оригинальные декоративные произведения.

Идея организации социального предприятия «Весёлый войлок» возникла у Гавриловых после посещения семинаров Фонда «Oxfam». Британская организация запустила пилотные проекты в пяти городах России, в том числе в Рыбинске. «Oxfam» провел серию семинаров о социальном предпринимательстве во всем мире. С этого момента и зародилась идея запустить свое собственное социальное предприятие.

В 2008 году Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» провел конкурс в сфере социального предпринимательства. В те годы войлок как материал для рукоделия только начинал выходить на рынок, это была абсолютно новая идея. «Веселый войлок» выиграл конкурс. На грант был создан стартап. На начальном этапе большую роль в создании организации сыграли тематические профильные семинары, обмен опытом с коллегами, просветительские мероприятия.

После получения гранта, художники разработали программу и методологию обучения для своих будущих сотрудников. Затем набрали 15 рукодельниц и в течение двух месяцев научили их создавать игрушки из войлока.

В апреле 2008 года прошла первая выставка. Оказалось, что войлочные игрушки — перспективный товар, его активно покупают и даже делают заказы на будущее. Через полгода «Веселый войлок» провел восемь выставок в Москве. Выставка — отличная возможность собрать информацию о своем потенциальном покупателе, о том, какая продукция пользуется большим успехом. На основе этой информации можно планировать свою дальнейшую деятельность. Для социального предприятия важно найти выставку по своему профилю. По мнению руководителей «Веселого войлока», лучше это делать в Москве, потому что туда, как правило, съезжаются покупатели из всех регионов России. При этом выгодней участие в выставках, которые проходят осенью: люди покупают подарки под Новый год. Кроме того, именно на выставках появляются постоянные клиенты, некоторые из них остаются партнерами предприятия на долгие годы. Кстати говоря, продукцию «Веселого войлока» покупают и российские, и зарубежные фирмы, различные по масштабу и роду деятельности.

В ближайшие годы «Веселый войлок» планирует участвовать в зарубежных европейских выставках. Есть идея обучать женщин не только войлочному рукоделию, но и компьютерной вышивке. Был также намечен совместный проект с организацией из Англии. «Веселый войлок» планировал выйти на английский рынок как социальное предприятие, даже получил сертификат безопасности на игр ушки (подтверждение экологичности и гигиеничности продукции). Однако на сегодняшний день проект, к сожалению, заморожен.

Результаты

Продукция «Веселого войлока» — детские игрушки, хотя их чаще покупают в качестве сувениров и корпоративных подарков. Это артельное производство: нельзя сказать, что каждый экземпляр уникален, но и конвейерным предприятие не назовешь. Модели игрушек одинаковы, но это ручная работа. Ассортимент рассчитан, скорее, на средний класс. Единственный минус: войлок — очень сезонный материал, летом его практически не покупают. Социальное предприятие «Веселый войлок» стало примером для организаций по всей России. По рыбинской модели созданы НКО в Архангельске, Волгограде и в нескольких регионах Сибири.

Ресурсы

У «Веселого войлока» четыре руководителя, и все решения принимаются здесь коллегиально. Изначально предприятие развивалось благодаря полученному гранту, сейчас оно окрепло и работает самостоятельно. За годы работы в организации успело потрудиться более ста рыбинских женщин. Женщины на предприятие попадают по-разному: через знакомых, через другие организации, по личной инициативе. Состав работниц часто меняется, однако есть и те, кто работает с момента создания организации. Бывали случаи, что даже через церковь обращались, пытаясь устроиться на работу. Руководители предприятия отмечают, что постоянно с ними сотрудничают около десяти женщин (максимальное число — 18), но желающих работать всегда больше.

 Реклама предприятия — только бесплатная. Также используется рассылка каталогов, которые обычно печатают организаторы выставок. За многие годы у «Веселого войлока» сложилась база постоянных клиентов, им рассылаются каталоги с обновлениями, новинками, новостями. Что же касается средств массовой информации — здесь проблем не возникает, уникальное рыбинское предприятие всегда привлекает журналистов.

Контакты:

Лия Виснапу v263263@gmail.com www.vvoilok.ru т. 8-960-538-03-02, 8-951-282-93-39

0.0/5 оценка (0 голосов)