Портал некоммерческих организаций Ярославской области

logo

  • Новости

Женские ремесла Юхотского края

Женские ремесла Юхотского края

На ноябрьской встрече клуба «Светец» в Большесельском музее говорили о женских ремеслах Юхотского края и знакомили со старинным и современным женским рукоделием.

Собранные в музее изделия – это маленькая частичка огромнейшего труда и по этим предметам можно судить о большом трудолюбии и необыкновенном таланте Большесельских крестьянок.

Основными видами старинных русских женских ремесел на Юхоти было прядение и ткачество. Изготовляли, в основном, льняную и шерстяную ткани. Ткани вырабатывались на ручных ткацких станах. Для этого использовался лен, выращенный на своем поле и шерсть, полученная от своей овцы.

Работники музея показали участницам клуба «Светец» ткани ручной работы и приспособления для обработки льна — деревянную мялку, сделанную из целого бревна, разные по размеру деревянные трепала, чесалки, прялки, веретена.2 y9Tnfwljk

Прядильный сезон обычно продолжался долгие пять месяцев, а ручное прядение — очень кропотливый и трудоемкий процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 метров пряжи. Спутники пряхи — веретено и украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую являлись семейной ценностью или подарком жениха. Пряли все, от мала до велика, а у юных девочек был свой урок — напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого. Одежду шили из полотна, сотканного на домашнем ткацком стане. На один квадратный метр полотна уходило до четырех дней.

Особое внимание участницы клуба уделили коллекции старинных полотенец. Все полотенца ручной работы и изготовлены из льняного холста. Они украшены вышивкой, прошвой, кружевом, «бранным» тканым узором красного цвета. Мастерицы, умевшие ткать красивую узорную ткань, были в нашем крае в особом почете. Полотенца предназначались для таких важных событий, как сватовство, свадьба, встреча дорогих гостей. Ими украшали иконы в «красном углу», зеркала, рамки с фотографиями.

Чтобы одеть семью, и сделать уютным дом Юхотской крестьянке нужно было уметь не только ткать, но еще вязать крючком, плести, кроить, шить и вышивать. В Большесельском районе распространёнными стилями вышивки была гладь, счётный крест, сквозное шитьё, полугладь, ришелье. Вышивка на одежде выполнялась строго по правилам: узор должен располагаться непосредственно близ тела – на вороте, рукавах, по подолу. Каждый цвет ниток имел своё значение, а сама вышивка служила своего рода показателем трудоспособности девушки. И чем ярче и сложнее она была, тем больше шансов у девушки удачно выйти замуж.

Собранные работниками музея вышивки относятся к 50 – 80 годам прошлого века. Главное их предназначение – украсить быт, создать уют и атмосферу радостного отдыха в доме. Мастерицы широко использовали растительный орнамент, цветы, изображали зверей, птиц. Все это символизировало щедрость, плодоносную силу земли и природы. Вышивкой украшались подушки, накидки, дорожки, подзоры, полотенца, сарафаны, женские платья и кофточки, мужская и детская одежда.

Мы благодарим наших земляков за то, что они сберегли всё это и передали в музей. Душа радуется при виде этих замечательных экспонатов. От них веет особым чувством искренности, радости и доверия. Через несколько лет трудно будет найти такую красоту, почувствовать её и подержать в руках.

В Юхотском крае верили, что все женские ремесла, а особенно работу, связанную со льном, оберегает покровительница женщин, брака и семейного счастья — Святая Параскева, которую в народе называли — «бабья Святая». В старину 10 ноября, в день ее памяти, женщины начинали мять и трепать лен. В этот же день устраивали так называемые «льняные смотрины»: женщины выносили вытрепанный лен-первак на улицу и демонстрировали друг другу. На посиделки, где пряли лен, мастерицы также приносили свои ткани и вышивки, сделанные за прошедший год и «хвастались» друг перед другом. Девушки старались показать свою работу парням и будущим свекровям.312

Почитая святую Параскеву, родившуюся в пятницу, в этот день недели женщины не пряли (хотя в некоторых местах разрешалось шить), не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы, а мужчины — не пахали и не боронили, считая это за большой грех. Это отразилось в народной поговорке: «По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут». Считалось, что Параскева Пятница в свой день сурово карает тех, кто нарушил эти запреты. Еще рассказывали, что иногда в пятницу святая Параскева показывалась в образе молодой девушки. И, зачастую, она ходила «вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как много есть на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни». У нас в Большом Селе есть храм, освященный в честь Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Он находится на правом берегу Юхоти.

Участницы клуба «Светец» вспоминали, как их матери работали «на льне», как они сами ездили в колхоз, как славилось Большое Село льняной куделью. Ядренова Ф. А. показала, как она пряла лен при помощи веретена. Другие женщины рассказывали о своих занятиях рукоделием, вспоминали молодость, пели старинные песни, Ронжина С. М. читала стихи.

Вот такая встреча прошла в клубе «Светец». Музейные работники берегут традиции Юхотских мастериц и верят, что женские ремесла долго будут жить среди нас, передаваясь из поколения в поколение.

                                                                                                           Макарова Н. Д.

1.0/5 оценка (1 голосов)