Портал некоммерческих организаций Ярославской области

logo

  • Новостная лента

Обзор некоммерческого законодательства за апрель 2019 года

Обзор некоммерческого законодательства за апрель 2019 года

- 1 апреля 2019 года Минфином России для общественного обсуждения размещен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=90126.

Законопроектом предлагается установить перечень документов, подтверждающих право организаций и индивидуальных предпринимателей на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) при безвозмездной передаче товаров или услуг в благотворительных целях.

Предлагается считать документами, подтверждающими право на освобождение от налогообложения:

- договор или контракт налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров или имущественных прав (выполнение работ, оказание услуг);

- документы, подтверждающие, что получатель принял на учёт такие товары, услуги, имущественные права;

- акты или другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных товаров или имущественных прав, оказанных или выполненных в рамках благотворительной деятельности услуг;

- копии указанных документов.

Уточняется, что федеральный закон в случае принятия вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

По закону налогообложению не подлежат передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, за исключением подакцизных товаров. Однако законодательно список документов, подтверждающих право благотворителей на освобождение от НДС, пока не установлен.

- 3 апреля 2019 года Минюстом России объявлено о разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части совершенствования процедуры включения социально ориентированной некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=90256.

Законопроект разработан в рамках исполнения поручений Президента РФ по итогам Государственного совета РФ от 27 декабря 2018 года.

Законопроект направлен на расширение перечня оснований для признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг.

Согласно действующей редакции закона, некоммерческая организация может быть признана исполнителем общественно полезных услуг, если она:

- на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества;

- не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;

- не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

В дополнение к данным критериям законопроектом предлагается допустить признание некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, если она надлежащим образом реализовала проект или проекты, предусматривающие осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, определенным Президентом Российской Федерации, с использованием гранта Президента Российской Федерации, представляемого на развитие гражданского общества.

Оценка результатов реализации социально ориентированной некоммерческой организацией проектов по оказанию общественно полезных услуг будет осуществляться организацией, уполномоченной Президентом РФ ‎на предоставление грантов Президента РФ на развитие гражданского общества, которым на сегодняшний день является Фонд президентских грантов — https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/.

Процедуру включения некоммерческих организаций в реестр исполнителей общественно полезных услуг законопроектом изменять не предполагается.

Для признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг нужно подготовить пакет документов и подать его в территориальные подразделения Министерства юстиции. Список документов состоит всего из 4 пунктов:

1). справка из налоговых органов об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов;

2). справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам;

3). заключение заинтересованного органа о соответствии качества оказываемых услуг;

4). заявление о признании.

Заявление о признании заполняется некоммерческой организацией самостоятельно.

Заключение о соответствии качества подписывается уполномоченным лицом заинтересованного органа государственной власти в сфере такого вида общественно полезных услуг. Такие заключения выдаются территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти, то есть, органом субъекта, в котором находится организация, желающая вступить в реестр исполнителей общественно полезных услуг. В федеральных органах исполнительной власти могут получить заключения общероссийские общественные организации и движения, Торгово-промышленные палаты РФ и торгово-промышленные палаты, созданные на территории нескольких субъектов РФ, централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории двух и более субъектов, а также религиозные организации, образуемые централизованными религиозными организациями. Включение дополнительных сведений об организации, желающей получить заключение по качеству оказываемых общественно полезных, регламентируется на уровне субъекта. Для организаций, являющихся поставщиками социальных услуг, у которых оказываемые социальные услуги соответствуют общественно полезным, подача дополнительных сведений, обосновывающих соответствие оказываемых услуг, не требуется. Срок рассмотрения документов для получения заключения составляет 30 дней. Для организаций, являющихся поставщиками социальных услуг не допускается отказ в получении такого заявления.

- 5 апреля 2019 года Минэкономразвития России разместило для общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся социально-ориентированными некоммерческими организациями» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=88273.

Законопроектом предлагается упростить кадровый документооборот некоммерческих организаций, для чего ввести специальную главу в Трудовой кодекс РФ. Так, НКО, соответствующая определенным критериям, сможет отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и других. Нормы, обычно содержащиеся в таких локальных актах, некоммерческими организациями должны будут включаться в трудовые договоры с сотрудниками, для которых Правительством будет утверждена типовая форма.

Некоммерческим организациям, численность которых не превышает 15 человек, планируется разрешить заключать срочные трудовые договоры без дополнительных оснований.

Согласно действующей редакции ТК РФ, срочный трудовой договор заключается:

- на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;

- на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;

- для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);

- с лицами, направляемыми на работу за границу;

-для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

- с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;

- с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

- для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки;

- в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

- с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;

- с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;

- в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:

- с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек);

- с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера;

- с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;

- для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;

- с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- с лицами, получающими образование по очной форме обучения;

- с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река — море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

- с лицами, поступающими на работу по совместительству;

- в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

- 10 апреля 2019 года завершилось общественное обсуждение разработанного Минэкономразвития России проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=90044.

Законопроектом предлагается разрешить регистрировать юридическое лицо по адресу места жительства учредителя юридического лица либо по адресу места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Фактически законопроект легализует сложившуюся практику регистрации юридических лиц по месту жительства учредителя или единоличного исполнительного органа (директора).

- 16 апреля 2019 года Минздравом России для общественного обсуждения размещен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для взаимодействия с некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями с целью реализации мероприятий по формированию приверженности здоровому образу жизни» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=90660.

Правилами предоставления и распределения субсидий будут установлены порядок, цели и условия предоставления субсидий ‎из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для взаимодействия с некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями, с целью реализации мероприятий по формированию приверженности здоровому образу жизни.

- Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2019 года № 469 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций» — http://government.ru/docs/all/121589/.

Данным Постановлением внесены изменения в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций» (полный документ с внесенными изменениями — http://docs.cntd.ru/document/902254401), которое распространяется на субсидии, предоставляемые Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения.

Перечень условий предоставления субсидии дополнен новым пунктом, обязывающим получателя субсидии вести раздельный аналитический учет по операциям со средствами субсидии.

Введена обязанность Минтруда и Минздрава, в случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, в течение 10 дней со дня принятия такого решения вернуть поданные документы с обоснованием принятого решения.

Типовую форму договора с получателем субсидии утверждает Министерство финансов (раньше Минтруд и Минздрав делали это самостоятельно).

В сам договор теперь должны быть включены условия предоставления субсидии. Включавшиеся ранее в договор значения целевых показателей программы заменены на значения показателей результативности предоставления субсидии, установленные Минтруда и Минздравом. Существовавший ранее в договоре пункт о согласии получателя субсидии на проведение Минтруда и Минздравом проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии заменен пунктом об обязанности проведения проверок этими министерствами.

Конкретизированы сроки возврата средств субсидии в бюджет в случае выявления в ходе проверок факта нецелевого их использования:

а) на основании требования Минтруда или Минздрава — не позднее 10-го рабочего дня со дня получения получателем субсидии указанного требования;

б) на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля — в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

- 22 апреля 2019 года Минтруд России разместил для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=88941.

В соответствии с законопроектом можно будет один раз продлевать срочный трудовой договор, при условии, что общий срок действия договора не превысит 5 лет. Кроме того, законопроектом предлагается внести ряд других изменений и уточнений в Трудовой Кодекс РФ, например, установить срок предупреждения работника о прекращении трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей работника, отсутствующего в связи с отпуском по уходу за ребенком, срок оплаты отпуска, не предусмотренного графиком, если работник написал заявление менее чем за три дня до его начала, срок применения дисциплинарного взыскания, срок уведомления работодателя о досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком.

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 года № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» — http://www.supcourt.ru/documents/own/27773/.

В Постановлении разъясняется, что термином «интеллектуальная собственность» охватываются только сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, но не права на них. ГК РФ содержит исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана на основании и в порядке, предусмотренных частью четвертой ГК РФ. К числу результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, охраняемых в этом порядке, не отнесены, в частности, доменные имена, наименования некоммерческих организаций, наименования (названия) СМИ. Права на них подлежат защите на основании общих положений ГК РФ о способах защиты гражданских прав.

- 26 апреля 2019 года Минздравом России для общественного обсуждения размещен проект ведомственного приказа «Об утверждении положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=90997.

Порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, планируется урегулировать совместным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, разработанным во исполнение норм Федерального закона от 06 марта 2019 № 18-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ‎«Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи».

Проектом приказа предполагается утвердить положение об организации оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению и детям ‎на территории Российской Федерации, включающее в себя также правила оказания паллиативной медицинской помощи, требования к структурным подразделениям медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, порядок взаимодействия между медицинскими организациями, оказывающих любые виды медицинской помощи.

- 29 апреля 2019 года Федеральным агентством по делам молодежи для общественного обсуждения размещен проект ведомственного приказа «Об утверждении Порядка проведения конкурса на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям (за исключением казенных учреждений), на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=91015.

Проект приказа разработан в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям (за исключением казенных учреждений), ‎на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 795.

Приказом планируется утвердить направления конкурса, перечень документов, которые входят в заявку на участие в конкурсе, сведения, которые не менее чем за 30 календарных дней до истечения срока подачи заявок размещаются на официальном сайте организатора конкурса, критерии, на основе которых конкурсная комиссия оценивает заявки, сроки рассмотрения и оценки заявок, срок публикации соответствующего решения на сайте организатора, срок заключения соглашения о предоставлении гранта в форме субсидии.

Существующий Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» с момента принятия 6 раз претерпевал изменения, в соответствии с которыми многие нормы утратили свою силу, в связи с чем он носит скорее формальный характер. В соответствии с данным законом, государственная поддержка оказывается:

- общероссийским, международным молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов;

- общероссийским, международным детским объединениям граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан, объединившихся для осуществления совместной деятельности.

Для получения поддержки ОО должно являться юридическим лицом и действовать не менее года с момента государственной регистрации, а также насчитывать не менее 3 000 членов.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится проект федерального закона № 268677–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» — https://sozd.duma.gov.ru/bill/268677-7, но он еще не прошел первое чтение.

Законопроектом предлагается заменить необходимое для получения государственной поддержки требование о трехтысячной численности ОО на требование о регулярном осуществлении деятельности ОО (не конкретизируется каким образом это будет подтверждаться). Из Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, также предлагается исключить сведения о численности ОО. Обязанность подачи сведений о соответствии требованиям для получения господдержки становится ежегодной (ранее было 1 раз в 2 года). Изменяется перечень оснований для исключения ОО из реестра: исключается такое основание как решение органа власти в связи с несоответствием ОО установленным требованиям, но добавляется возможность исключения в связи с непредставлением ежегодных сведений о соответствии требованиям, и возможность исключения в связи с включением ОО в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

- Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2019 года № 888-р — http://static.government.ru/media/files/vAOVI3N1FNRwMSFK9hHzpTwaWK96mGq4.pdf.

Распоряжением утвержден план мероприятий реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России.

Трудовым кодексом предусмотрено заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством России (далее – Генеральное соглашение). Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Соглашение заключается на три года и может быть один раз продлено на срок не более трёх лет.

Планом предусматриваются действия в сферах экономической политики, заработной платы, доходов и уровня жизни, развития рынка труда и содействия занятости, социального страхования, социальной защиты, развития социальной сферы, условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности, социально-экономического развития субъектов Федерации, включая районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, развития социального партнёрства и координации действий сторон Генерального соглашения.

Ответственным исполнителям плана (федеральным органам исполнительной власти) поручено ежегодно представлять в Минтруд России информацию о его выполнении. Минтруду России – контролировать реализацию плана и ежегодно представлять информацию о ходе его выполнения в Российскую трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

1.0/5 оценка (1 голосов)