Портал некоммерческих организаций
Ярославской области

лого2

logo

  • Новостная лента

Обзор некоммерческого законодательства за июль 2019 года

Обзор некоммерческого законодательства за июль 2019 года

- 2 июля 2019 года Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона № 744029–7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» — https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7.

Законопроектом предлагается расширить понятие биометрических персональных данных, отнеся к ним сведения, характеризующие генетические особенности человека.

- Федеральный закон от 3 июля 2019 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» — https://rg.ru/2019/07/05/turizm-dok.html (вступает в силу с 1 ноября 2019 года).

Законом закрепляются понятия паломника, паломнической поездки, паломнической деятельности. В частности, устанавливается, что паломником является физическое лицо, совершающее путешествие (поездку) для посещения мест религиозного почитания и объектов религиозного назначения в целях участия в религиозных обрядах и церемониях. Паломники вправе совершать и организовывать собственные паломнические поездки непосредственно, а также через религиозные организации или организации, созданные религиозными организациями, осуществляющие паломническую деятельность.

Паломнической деятельностью признаётся деятельность религиозных организаций по организации паломнических поездок, а также по установлению, поддержанию и развитию международных связей и контактов в целях организации таких поездок. При этом религиозные организации имеют исключительное право осуществлять паломническую деятельность непосредственно или путём создания организаций, основной целью деятельности которых является осуществление паломнической деятельности.

Кроме того, в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» вносятся изменения, в соответствии с которыми его действие не распространяется на паломническую деятельность, осуществляемую религиозными организациями, и на совершение и организацию паломниками собственных паломнических поездок.

В соответствии с законом посещение мест религиозного почитания (паломничества), принадлежащих на праве собственности или ином имущественном праве религиозной организации, предполагает соблюдение туристами порядка совершения религиозных обрядов и церемоний, а также требований к внешнему виду и поведению в соответствии с внутренними установлениями религиозной организации.

- 5 июля 2019 года Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона № 747316–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности» — https://sozd.duma.gov.ru/bill/747316-7.

Законопроектом предлагается внести идентичные изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», устанавливающие, что учредителем, членом, участником общественного объединения или иной некоммерческой организации не может быть организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», до отмены такого решения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 18 ноября 2015 года № 562, органом, имеющим право принимать такие решения, является Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма.

- 5 июля 2019 года Министерством юстиции объявлено о разработке проекта приказа «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=92920.

Проект приказа размещен для общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы с 5 по 19 июля 2019 года.

Разрабатываемый приказ должен заменить существующий Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2011 года № 456 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации».

Основной новеллой проекта приказа является введение нового раздела (пункты 14–15 в предлагаемой проектом нумерации), закрепляющего перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у проверяемой некоммерческой организации. Перечень состоит из 55 подпунктов, некоторые из которых противоречат действующему законодательству или очевидно не относятся к компетенции Минюста.

Так, подпункт 3 пункта 14 позволяет Минюсту истребовать у проверяемой НКО решения постоянно действующего руководящего органа, распорядительные документы других органов управления, в том числе по утверждению финансового плана (сметы), по утверждению добровольных, вступительных и иных взносов, ‎по утверждению численного состава работников, размеров оплаты их труда, ‎по использованию имущества, по использованию безвозмездного труда граждан, а подпункт 17 включает в себя документы по использованию некоммерческой организацией труда добровольцев, волонтеров. Эти пункты некорректны с точки зрения действующего законодательства, поскольку, согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ, Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, т. е. труд не может быть безвозмездным. В то же время Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» оперирует терминами «добровольческая (волонтерская) деятельность» и «помощь добровольцев (волонтеров)», а не «труд».

Подпункт 13 пункта 14 закрепляет право Минюста требовать у проверяемой НКО сведения о членах (участниках) некоммерческой организации с указанием даты рождения и гражданства (копии заявлений о вступлении в члены (участники) некоммерческой организации, решений уполномоченных органов некоммерческой организации об их приеме или исключении, реестр членов (участников) некоммерческой организации). Данный подпункт противоречит Федеральному закону от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», а именно ст. 7 данного закона, устанавливающий запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия на то субъектов персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правовых оснований, позволяющих Минюсту истребовать у проверяемой НКО персональные данные ее членов (участников) в законодательстве не установлено. Таким образом, Минюстом предпринята попытка хотя бы на уровне ведомственного акта закрепить за собой право истребовать такие сведения. По всей видимости, это связано с проигранными территориальным управлением Минюста по Тульской области судебными спорами (Решение Центрального районного суда г. Тулы № 12-56/2015 от 01.04.15, Решение Центрального районного суда г. Тулы № 12-137/2015 от 03.07.15, Постановление Тульского областного суда № 4А-206/2015 от 03.08.15).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 14 Минюсту предоставляется право истребовать переписку некоммерческой организации с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей. Данное положение является избыточным для целей контроля за деятельностью НКО и противоречит статье 23 Конституции РФ, гарантирующей тайну переписки.

Подпункт 24 пункта 14 наделяет Минюст избыточным правом истребовать у проверяемых НКО публикации в СМИ, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это может существенно увеличить объем представляемой на проверку документации, а также финансовые и трудовые затраты проверяемых НКО. Учитывая, что публикации в СМИ и сети «Интернет» находятся в свободном доступе и могут быть самостоятельно получены должностными лицами Минюста, осуществляющими проверку, введение данной нормы не обоснованно.

Подпунктом 26 пункта 14 в перечень истребуемой у проверяемой НКО документации включены сведения о ежегодном опубликовании отчета о деятельности некоммерческой организации, что является избыточным, т. к. отчеты НКО о своей деятельности и так находятся в распоряжении Минюста в связи с исполнением НКО соответствующей обязанности, предусмотренной ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Подпункт 28 пункта 14 необоснованно наделяет Минюст правом истребовать у проверяемых НКО документы, подтверждающие соблюдение установленных требований в отношении лицензируемой деятельности. Такой контроль осуществляется органами власти, выдавшими лицензии, и к компетенции Минюста не относится.

Подпункт 34 пункта 14 включает в перечень истребуемой документации банковские документы по всем открытым некоммерческой организацией счетам (платежные поручения и иные поручения за проверяемый период, банковские выписки и т. д.). Данный пункт противоречит пункту 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», т. к. Минюст обязан самостоятельно запрашивать и получать эту информацию у кредитных и иных финансовых организаций. Возложение на НКО обязанности предоставлять банковские выписки существенно увеличит объем представляемой в рамках проверки документации, а также может вынудить НКО понести финансовые расходы, т. к. в некоторых банках выписки делаются за плату.

Отсутствие в действующем Административном регламенте (№ 456) четкого перечня документов, которые Минюст вправе истребовать при проведении проверки, на практике выражается в различных объемах документации, истребуемых при проверках разных территориальных управлений Минюста. В связи с этим, необходимость закрепления такого перечня в ведомственном акте есть, однако, разработанный Минюстом проект приказа требует дополнительной проработки и исключения положений, противоречащих действующему законодательству и избыточных по отношению к целям государственного контроля.

- 6 июля 2019 года на сайте Правительства РФ объявлено об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года — http://government.ru/news/37264/.

Сама Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (далее – Концепция) утверждена распоряжением Правительства от 27 декабря 2018 года № 2950-р.

План состоит из семи разделов, которыми, в частности, предусматривается совершенствование нормативного правового регулирования и правоприменительной практики в сфере волонтёрства, развитие механизмов поддержки добровольческой деятельности, в том числе развитие инфраструктуры и механизмов поддержки добровольческой деятельности. Реализация Концепции будет способствовать развитию волонтёрской деятельности, расширению поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

- 8 июля 2019 года на рассмотрение Государственной Думы РФ депутатом А. К. Луговым внесен проект федерального закона № 748267–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» — https://sozd.duma.gov.ru/bill/748267-7.

Внесенный законопроект практически полностью копирует проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, ‎прав и свобод граждан Российской Федерации», разработанный Министерством юстиции — http://regulation.gov.ru/projects#npa=82749. Данный законопроект был размещен для проведения публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы с 28 августа по 17 сентября 2018 года, в настоящее время он числится в стадии подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, сведений о прекращении его разработки нет.

         Законопроектом предлагается изложить часть 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.12 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, ‎прав и свобод граждан Российской Федерации» (далее – 272-ФЗ) в новой редакции:

         «В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы, в том числе подготовленные с участием граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо в их интересах, либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.».

         Исключение из данной нормы указания на безвозмездность получаемых денежных средств и иного имущества позволяет Минюсту России приостанавливать деятельность некоммерческих организаций, участвующих в политической деятельности, которые получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) США в рамках исполнения возмездных договоров, например, по договору оказания услуг. В предлагаемой редакции данная норма, теоретически, допускает даже приостановление Минюстом деятельности НКО, просто осуществляющих закупку товаров у организаций, зарегистрированных в США.

         Еще одним основанием для приостановления деятельности НКО предлагается закрепить реализацию НКО программ (проектов), подготовленных с участием граждан (организаций) США либо в их интересах. Предлагаемая поправка, в силу своей размытости, фактически заставляет НКО отказаться от любого участия в их деятельности граждан и организаций США, даже тех, в отношении которых не приняты решения о нежелательности их пребывания и деятельности на территории РФ. Однако, действующая редакция закона и предлагаемые изменения не учитывают возможности наличия у руководителей (учредителей, участников) или сотрудников НКО второго гражданства США, наравне с российским.

         Аналогичные изменения предлагается внести и в ч 4 ст. 3 272-ФЗ, закрепляющей, что деятельность НКО возобновляется в случае, если она прекратила получение денежных средств и иного имущества от граждан и организаций США и реализацию вышеуказанных программ (проектов). Следует отметить, что законопроектом не регулируется порядок и сроки возобновления приостановленной деятельности НКО.

         В случае приостановления деятельности некоммерческой организации приостанавливаются ее права как учредителя средства массовой информации, ей запрещается организовывать, проводить массовые акции и публичные мероприятия, участвовать в них, использовать банковские счета и вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности (например, оплата аренды помещения или услуг связи) и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, уплате налогов, сборов и штрафов. В отношении имущества некоммерческих организаций, деятельность которых приостанавливается, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению Минюста.

         Статью 3 272-ФЗ предлагается дополнить новой частью 1.1:

         «1.1. Решение о приостановлении деятельности некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций по результатам федерального государственного контроля (надзора) либо на основании сведений, полученных ‎от федеральных органов исполнительной власти и органов прокуратуры Российской Федерации.».

Исходя из предлагаемой формулировки, сведения, на основании которых Минюст может приостановить деятельность НКО, могут поступить из любого федерального органа исполнительной власти, но вероятнее всего речь здесь может идти об органах Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которые в силу специфики своей деятельности получают информацию о поступлении денежных средств в НКО. Поскольку в предлагаемых поправках не закреплена обязанность Минюста по проверке и подтверждению поступивших сведений, это порождает возможности для злоупотребления правом или избирательного применения закона.

         Законопроектом определяется трехдневный срок уведомления НКО, деятельность которых приостановлена/возобновлена, с момента принятия соответствующего решения.

         В части 1 статьи 3.1 272-ФЗ законопроектом предлагается расширить перечень оснований для признания деятельности иностранной или международной неправительственной организации нежелательной на территории РФ: помимо угрозы основам конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства, она может представлять угрозу интересам Российской Федерации. Следует отметить, что термин «интересы Российской Федерации» (равно как и термины «обороноспособность страны» и «безопасность государства») не имеет четкого законодательного определения, что создает возможности для его произвольного толкования.

         Единственным отличием законопроекта, разработанного Минюстом, является норма о предоставлении Минюсту полномочия своим ведомственным актом определить порядок ведения перечня НКО, деятельность которых приостановлена/возобновлена, и опубликования его на своем официальном сайте в сети Интернет. В законопроекте депутата А. К. Лугового перечень НКО, деятельность которых приостановлена/возобновлена не упоминается.

         — 8 июля 2019 года Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона № 748684–7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» — https://sozd.duma.gov.ru/bill/748684-7.

         Законопроектом предлагается закрепить в Трудовом кодексе положение об электронном учете сведений о трудовой деятельности. Для работодателей будет введена обязанность отправлять сведения о работе сотрудников в Пенсионный фонд в электронном виде.

         В срок до 1 января 2021 года работники, желающие, чтобы работодатель продолжал вести трудовую книжку на бумажном носителе, должны подать соответствующее заявление. В случае отсутствия такого заявления, работодатель выдает работнику трудовую книжку на бумажном носителе и освобождается от ответственности за ее хранение.

         Объем и порядок предоставления работодателями сведений о трудовой деятельности в электронную систему будут определены нормативными актами Министерства труда и Пенсионного фонда.

         Соответствующие изменения вносятся также в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» — проект федерального закона № 748744–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» — https://sozd.duma.gov.ru/bill/748744-7.

         Еще один законопроект, связанный с введением электронной системы учета сведений о трудовой деятельности – проект федерального закона № 748758–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений» — https://sozd.duma.gov.ru/bill/748758-7, устанавливающий административную ответственность в виде предупреждения должностных лиц за неоднократное (два и более раза в течение года) нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности в информационную систему органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, либо неоднократное представление неполных и (или) недостоверных сведений.

         — 8 июля 2019 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 года № 834 «О внесении изменения в перечень общественно полезных услуг» — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201907080011.

         В перечень общественно полезных услуг включены услуги по профилактике искусственного прерывания беременности по желанию женщины; услуги по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав в части консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи родителям детей и профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.

         — 10 июля 2019 года Президиумом Верховного суда РФ опубликован Обзор судебной практики освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (статья 76.2 УК РФ) — http://www.supcourt.ru/documents/all/28088/.

         ВС РФ отметил, что способы возмещения ущерба и заглаживания вреда должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц. При этом возможные способы возмещения ущерба и заглаживания причиненного преступлением вреда законом не ограничены.

         В качестве примера ВС РФ привел постановление Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 28 июня 2017 г., в соответствии с которым прекращено уголовное дело в отношении К., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), в соответствии со ст. 251 УПК РФ с назначением судебного штрафа в размере 10 тыс. руб. Суд мотивировал свое решение тем, что К. загладила причиненный преступлением вред путем добровольного выполнения общественных работ в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» и пожертвования денежных средств в данное учреждение на благотворительность.

         — 17 июля 2019 года Государственной Думой в 1 чтении принят проект федерального закона № 575535–7 «О внесении изменений в статью 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» - http://sozd.parliament.gov.ru/bill/575535-7.

Законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы 30 октября 2018 года группой депутатов.

Законопроектом предлагается разрешить замену для некоммерческих организаций административного штрафа на предупреждение. В действующей редакции статьи 4.1.1. замена возможна, если правонарушение совершено впервые и выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и при этом отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП.

В случае замены административного штрафа на предупреждение не применяется дополнительное административное наказание, если оно предусмотрено соответствующей статьей.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1. Кодекса об административных правонарушениях, вносить изменения в которую проектом федерального закона не предполагается, замена административного штрафа на предупреждение не применяется к целому ряду правонарушений, предусмотренных КоАП, например:

статья 19.5 — Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль;

статья 19.5.1 — Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму;

статья 19.6 — Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

статья 19.30 — Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Таким образом, мера наказания в виде предупреждения сможет применяться по наиболее распространенным для НКО статьям:

- статья 13.11. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

- статья 19.7 – Непредставление сведений (информации);

- статья 19.7.5-2 — Непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;

- статья 19.34 — Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Предлагаемые законопроектом изменения носят положительный характер для НКО, поскольку позволят избежать крупных штрафов при однократном совершении административных правонарушений. Как показывает практика, совершение административных правонарушений со стороны НКО является неумышленным и связано с размытостью норм закона, допускающей их множественное толкование.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 года № 928 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере образования» — http://government.ru/docs/all/122938/.

Постановлением определен порядок предоставления субсидии, требования к соглашению, порядок предоставления отчетности и государственного финансового контроля.

Субсидия предоставляется Федеральным агентством по делам молодежи.

- Федеральный закон от 18 июля 2019 года № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — https://rg.ru/2019/07/22/izmenenia-dok.html (вступает в силу с 1 октября 2019 года).

Законом вводится единообразное правовое регулирование порядка обращения в суд, арбитражный суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов группы лиц. Для этого ГПК РФ дополнен новой главой, устанавливающей порядок рассмотрения данной категории дел. Ряд изменений внесен также в АПК РФ, положениями которого аналогичный правовой институт уже предусмотрен (в числе прочего предусмотрены особенности рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц). Иски о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе прав потребителей, подаются по адресу ответчика.

Предусмотрена минимальная численность участников группы для рассмотрения судом дела о защите прав и законных интересов группы лиц по правилам ГПК РФ о групповых исках — не менее 20 (для арбитражного процесса минимальный размер группы — не менее 5 лиц).

Оговаривается, что в установленных федеральными законами случаях в защиту прав и законных интересов группы лиц также могут обратиться органы, организации и граждане, не являющиеся членами такой группы.

Закреплен перечень условий, при наличии которых (в совокупности) гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц. Одно из таких условий,— всеми участниками группы должен использоваться одинаковый способ защиты прав.

Кроме того, поправками урегулированы вопросы, касающиеся порядка ведения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, а также замены лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, несения судебных расходов. Помимо этого, определены требования к исковому заявлению, подаваемому в защиту прав и законных интересов группы лиц, порядок присоединения заинтересованных лиц к заявленному требованию, а также порядок рассмотрения судами данной категории дел.

Дела о защите прав и законных интересов группы лиц рассматриваются судом в срок, не превышающий 8 месяцев со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

- Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 210-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — https://rg.ru/2019/07/31/popravki-nalogi-dok.html.

Законом предусматривается включение во внереализационные расходы тех затрат, которые были направлены на создание объектов социальной инфраструктуры, впоследствии переданных в государственную или муниципальную собственность. Также устанавливается и дата осуществления таких расходов для целей налогообложения – ею будет признаваться дата передачи готового объекта в собственность.

Что касается НДС, то законодательством уже предусмотрено право на освобождение от уплаты налога (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако теперь устанавливается перечень документов, необходимых для получения такой льготы. Так, для подтверждения права на необложение НДС передачи товаров (работ, услуг и имущественных прав) на благотворительность нужно предоставить в налоговую инспекцию договор или контракт о безвозмездной передаче, а также акт приема-передачи или иной документ, подтверждающий передачу налогоплательщиком товаров, имущественных прав, выполнение работ или оказание услуг.

Кроме вышеуказанных изменений в отношении налогообложения благотворительности, в НК РФ вносятся дополнения и в части налогообложения прибыли резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток (далее – ТОСЭР и СПВ). Прежде всего, разрешается исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль курсовые разницы. Также вводится понятие первой прибыли резидентов. Ею считается положительная разница между доходами и расходами, которые исчисляются нарастающим итогом за период с даты включения налогоплательщика в реестр резидентов ТОСЭР и СПВ и до окончания налогового периода, в котором такая разница будет положительной.

Вышеуказанные положения применяются налогоплательщиками, которые не получили первую прибыль от деятельности на ТОСЭР и СПВ в соответствии с нормами законодательства, действовавшими до 1 января 2020 года.

- Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» — https://rg.ru/2019/07/31/sozialnoe-predprinimatelstvo-dok.html.

Согласно внесенным законом поправкам, «социальное предпринимательство — деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества, при осуществлении которой выполняются условия, предусмотренные частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона». «Социальные предприятия — субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере социального предпринимательства».

Упоминаемая в определении статья 24.1 также введена данным законом и регулирует оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В качестве условий получения поддержки установлены:

- обеспечение занятости социально уязвимых категорий граждан;

- обеспечение доступа производимых уязвимыми категориями граждан товаров (работ, услуг) к рынку сбыта;

- осуществление деятельности, направленной на производство товаров (работ, услуг), которые ориентированы на уязвимые категории граждан;

- осуществление деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества в целом.

Определение порядка признания социальным предприятием возложено на Министерство экономического развития РФ.

Сведения о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является социальным предприятием, будут вноситься в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поскольку к социальным предприятиям предлагается относить исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагаемые законопроектом нормы не распространяются на деятельность некоммерческих организаций.

1.0/5 оценка (1 голосов)