Портал некоммерческих организаций
Ярославской области

лого2

logo

  • Новостная лента

Обзор некоммерческого законодательства за июль 2020 года

Обзор некоммерческого законодательства за июль 2020 года

- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 года № 949 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 847» — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006300020.

Из перечня оснований для включения НКО в реестр наиболее пострадавших в условиях COVID-19 НКО исключены критерии о применении ими упрощенной системы налогообложения и пониженных тарифов страховых взносов

В соответствии с внесенными изменениями в указанный реестр может быть включена в том числе некоммерческая организация, являющаяся благотворительной организацией, зарегистрированной в установленном законодательством РФ порядке, и представившая в Минюст России отчетность по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным Приказом Минюста России от 16 августа 2018 года № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2017 — 2018 годы.

Также предусматривается, что информацию в реестр будут представлять Рособрнадзор и Минюст России (в действующей редакции — Рособрнадзор и ФНС России).

В соответствии с данным Постановлением Минэкономразвития уточнило реестр НКО для оказания мер поддержки — https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/reestr_nko_dlya_okazaniya_mer_podderzhki_v_period_rasprostraneniya_koronavirusa.html.

- 30 июня 2020 года истек срок общественного обсуждения разрабатываемого Минюстом России проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=102980.

Проект постановления разработан в целях реализации Федерального закона от 18 марта 2020 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона „О некоммерческих организациях“ и предусматривают порядок получения социально ориентированной некоммерческой организацией заключения ‎о надлежащей реализации проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества. Указанное заключение будет выдаваться Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества.

Положения проекта постановления предусматривают освобождение СОНКО от обязанности предоставления ‎в Минюст России (его территориальные органы) заключения ‎о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям. Указанный документ организация вправе представить по собственной инициативе.

В случае непредставления заключения о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям Минюст России (его территориальный орган) получает указанное заключение из соответствующего федерального органа исполнительной власти (его территориального органа) и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации его выдавшего в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Также проектом постановления предполагается освободить СОНКО от представления в Минюст России (его территориальные органы) заключений, выдаваемых Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества. Указанный документ организация вправе представить по собственной инициативе. В случае его непредставления Минюст России (его территориальный орган) получает указанное заключение от Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества в рамках информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Учитывая предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“ сроки подготовки и направления ответа ‎на межведомственный запрос (не более 5 рабочих дней), срок принятия Минюстом России (его территориальным органом) решения о включении социально ориентированной некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг увеличивается до 10 рабочих дней.

- Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2020 года № 441 „О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007010007.

Положение о Министерстве юстиции РФ приведено в соответствии с последними изменениями законодательства, в частности, в перечень функций Минюста включены обязанности по созданию и ведению перечня иностранных средств массовой информации, осуществляющих функции иностранного агента, определению порядка применения к ним положений Федерального закона „О некоммерческих организациях“, определению порядка уведомления Минюста об учрежденных ими юридических лицах.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 года № 976 „Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007060007.

Социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) выделят субсидии на дезинфекцию помещений, разметку, диспенсеры, маски и перчатки.

Постановлением предусмотрено выделение средств СОНКО и МСП, которые ведут деятельность в отраслях экономики, которым требуется поддержка для проведения профилактических ‎и дезинфекционных мероприятий и которые в том числе осуществляют производство и реализацию подакцизной продукции. Речь идёт об организациях общественного питания, гостиницах, организациях, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, а также деятельность по предоставлению бытовых услуг населению.

Субсидия делится на первоначальную и текущую. Размер первой составит 15 000 рублей. Вторая будет рассчитываться как произведение 6 500 рублей на количество работников организации в мае 2020 года.

Соответствующее заявление в электронной форме можно направить в налоговый орган по месту нахождения организации с 15 июля 2020 года по 15 августа 2020 года включительно.

Ранее Правительством РФ издано Распоряжение от 26 июня 2020 года № 1686-р — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006290029, в соответствии с которым Казначейству России из резервного фонда выделены средства в размере 20 млрд рублей на проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий для субъектов МСП и социально ориентированных НКО, работающих в определенных отраслях.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 года № 990 „О порядке взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, или учрежденным им российским юридическим лицом, а также о порядке ограничения и возобновления доступа к информационному ресурсу соответствующего лица и информирования граждан (физических лиц) о таком ограничении“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007080013.

Утвержден порядок взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, или учрежденным им российским юридическим лицом при ограничении доступа к его информационному ресурсу. Также установлены Правила ограничения и возобновления доступа к информационному ресурсу иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, или учрежденного им российского юридического лица и информирования граждан (физических лиц) о таком ограничении.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 № 1032 „О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007150010.

Постановлением уточнены меры поддержки для социально ориентированных НКО, а также НКО, в наибольшей степени пострадавших от пандемии COVID-19, включенных в соответствующие реестры. Поправки касаются предоставления таким организациям отсрочки по арендным и налоговым платежам, страховым взносам.

- Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007130053.

Данный закон по аналогии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ предоставляет возможность юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, государственным казенным учреждениям и физическим лицам принять участие в государственном (муниципальном) заказе.

Для некоммерческого сектора Закон играет важную роль, так как у НКО появляется еще один вариант доступа к бюджетным средствам.

Законодатель закрепляет основные отрасли социальной сферы, на которые распространяется Закон: здравоохранение, образование, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм. Перечень является закрытым. При этом в рамках Закона услуги в социальной сфере могут оказываться только физическим лицам.

Под государственным (муниципальным) заказом понимаются основные показатели, характеризующие качество оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и (или) объем оказания таких услуг в количественном выражении, категории потребителей таких услуг, а также содержащий указание на способ определения исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. То есть, Законом будут урегулированы все взаимоотношения между исполнителем и потребителем, а при подписании договора на выполнение государственного (муниципального) заказа исполнитель будет заранее знать, какой объем услуг он оказывает и кому. Если исходить из законодательства, регулирующего оказание социальных услуг, поставщик не может заранее предположить, сколько человек к нему обратится, какую компенсацию он получит. По-своему это позволяет урегулировать вопрос качества оказания услуг, то есть, предотвратить ситуацию, при которой организация не может выполнить тот объем, который есть. В таких случаях законом установлено, что количество услуг будет распределяться между исполнителями, находящимися в реестре, и принимающими участие в государственном (муниципальном) заказе. Необходимо также учитывать, что определенный объем будет отдаваться государственным казенным учреждениям без проведения конкурса, в том случае, если данное учреждение выполняет государственное задание.

Законом установлено, что государственные (муниципальные) заказы могут проводиться как на федеральном уровне, так и быть распределены на уровнях субъектов и муниципалитетов, что позволяет на основании мониторинга выявить наиболее необходимые услуги для граждан, но в то же время, существует опасность, что на местном уровне могут возникнуть проблемы с законодательным регулированием, что не позволит организациям сразу иметь возможность участвовать в выполнении государственного (муниципального) заказа.

Стоит учитывать, что организация при выполнении государственного (муниципального) заказа может получить субсидии на выполнение услуг или возмещение затрат.

Одним из основных способов получения заказа будет конкурс исполнителей, в рамках которого в зависимости от предлагаемых условий организация сможет предоставить обоснованную документацию по выполнению объема заказа.

Для исполнителей общественно полезных услуг законодатель устанавливает возможность проведения отдельного конкурса в рамках оказания общественно полезных услуг, участие в котором смогут принять только те организации, которые находятся в специальном реестре Минюста, любые же другие юридические и физические лица в данном случае будут исключены из участников. Стоит учитывать, что, к сожалению, законодательно не закреплено понятие общественно полезных услуг, поэтому нормативы заказа будут устанавливаться каждый раз индивидуально.

Кроме того, Законом предусмотрена возможность объединения некоммерческих организаций в рамках договора простого товарищества для оказания услуг в социальной сфере, что позволит, например, на уровне субъекта РФ НКО выполнить условия заказа по разным направлениям деятельности, то есть, если государство выдвигает на конкурс заказ, в котором одновременно обозначены несколько разных услуг, а некоммерческая организация имеет одно направление деятельности, при объединении круга НКО, данный заказ будет выполним.

Получатели услуг в социальной сфере смогут обратиться к исполнителям при наличии сертификата на оказание услуг, то есть, именного документа, удостоверяющего право потребителя услуг либо его законного представителя выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере) в определенном объеме и на определенных условиях, а также в установленных нормативными правовыми актами случаях определенного качества и право исполнителя (исполнителей) услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере). Исходя из Закона, данный сертификат предоставляет возможность получателю обратиться в организацию, оказывающую услуги в социальной сфере на бесплатной, либо частично платной основе. При этом, будет вестись отдельный реестр исполнителей услуг в социальной сфере по сертификату, то есть, получатель услуг сможет выбрать организацию непосредственно из этого реестра. Не стоит забывать, что до достижения полного объема выполнения оказываемых услуг, заявленных исполнителем, организация не имеет права отказать получателю в получении услуги, что позволит обезопасить получателя от незаконного и необоснованного отказа. В случае оказания услуг по сертификату организация получает возмещение затрат. Законодатель предусмотрел возможность проведения конкурса среди получателей услуг, либо индивидуальный отбор по определенным услугам в социальной сфере. В таком случае гражданин может получить услугу в случае победы или прохождения отбора. Некоммерческие организации, находящиеся в реестре исполнителей общественно полезных услуг, будут автоматически включены в реестр исполнителей услуг в социальной сфере. В случае нежелания находиться в указанном реестре, организация имеет право подать заявление о выходе.

Целесообразно не забывать также об ответственности в рамках оказания услуг по государственному (муниципальному) заказу. Если организация не сможет выполнить условия заказа, либо услуги будут оказываться ненадлежащим образом, соглашение может быть расторгнуто, в таком случае организация попадает в реестр недобросовестных исполнителей государственных (муниципальных) услуг, что также влечет за собой исключение из реестра исполнителей услуг по сертификату.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года в отдельных регионах и действует до 2025 года.

В связи с принятием данного закона был принят еще ряд федеральных законов, вносящих коррелирующие изменения в действующее законодательство: Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 190-ФЗ 2О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007130043, Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 191-ФЗ „О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007130057, Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 192-ФЗ „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007130055.

В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ оказание услуг (выполнение работ) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС). Тогда как в отношении оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для организаций иной организационно-правовой формы такого освобождения не было установлено.

Следовательно, государственные (муниципальные) учреждения и социально ориентированные некоммерческие организации до принятия Закона № 191-ФЗ находились в неравных условиях при оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

В целях устранения такого неравенства Законом № 191-ФЗ в п. 2 ст. 149 НК РФ внесено дополнение — введен подпункт 37. Этим подпунктом освобождены от обложения НДС государственные и муниципальные услуги, оказываемые в соответствии с соглашением о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание услуг в социальной сфере. Введение данной нормы создаст равные условия налогообложения при оказании таких услуг для государственных учреждений и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Принятая норма направлена на повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и на выравнивание условий в части финансового обеспечения оказания данных услуг для государственных и негосударственных организаций.

- Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 203-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007130040.

Закон направлен на защиту прав работников в отношении получения ими всех причитающихся выплат при ликвидации организации. Перед тем как подать заявление о государственной регистрации ликвидации организации необходимо расторгнуть все трудовые договоры с работниками и произвести все выплаты, предусмотренные для увольняемых работников.

Коррелирующие изменения вносятся также в Трудовой кодекс — Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 210-ФЗ „О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007130037.

- 14 июля 2020 года Минюстом России зарегистрирован Приказ Федеральной налоговой службы от 9 июня 2020 г. N ЕД-7-14/376@ „Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах“ - http://base.garant.ru/74379776/.

Заново установлены формы, форматы и правила заполнения документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах.

Новая форма заявления о постановке на учет в связи с открытием счета в банке применяется со дня опубликования приказа, прочие формы — с 1 августа 2020 года.

Установленные в 2012 году формы, форматы и правила признаны утратившими силу

- 14 июля 2020 года Государственной Думой РФ принят в 1 чтении внесенный депутатом А. К. Луговым проект федерального закона № 748267–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации“ - https://sozd.duma.gov.ru/bill/748267-7.

Внесенный законопроект практически полностью копирует проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, ‎прав и свобод граждан Российской Федерации“, разработанный Министерством юстиции — http://regulation.gov.ru/projects#npa=82749. Данный законопроект был размещен для проведения публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы с 28 августа по 17 сентября 2018 года, в настоящее время он числится в стадии подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, сведений о прекращении его разработки нет.

         Законопроектом предлагается изложить часть 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.12 № 272-ФЗ „О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, ‎прав и свобод граждан Российской Федерации“ (далее – 272-ФЗ) в новой редакции:

         „В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы, в том числе подготовленные с участием граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо в их интересах, либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.“.

         Исключение из данной нормы указания на безвозмездность получаемых денежных средств и иного имущества позволяет Минюсту России приостанавливать деятельность некоммерческих организаций, участвующих в политической деятельности, которые получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) США в рамках исполнения возмездных договоров, например, по договору оказания услуг. В предлагаемой редакции данная норма, теоретически, допускает даже приостановление Минюстом деятельности НКО, просто осуществляющих закупку товаров у организаций, зарегистрированных в США.

         Еще одним основанием для приостановления деятельности НКО предлагается закрепить реализацию НКО программ (проектов), подготовленных с участием граждан (организаций) США либо в их интересах. Предлагаемая поправка, в силу своей размытости, фактически заставляет НКО отказаться от любого участия в их деятельности граждан и организаций США, даже тех, в отношении которых не приняты решения о нежелательности их пребывания и деятельности на территории РФ. Однако, действующая редакция закона и предлагаемые изменения не учитывают возможности наличия у руководителей (учредителей, участников) или сотрудников НКО второго гражданства США, наравне с российским.

         Аналогичные изменения предлагается внести и в ч 4 ст. 3 272-ФЗ, закрепляющей, что деятельность НКО возобновляется в случае, если она прекратила получение денежных средств и иного имущества от граждан и организаций США и реализацию вышеуказанных программ (проектов). Следует отметить, что законопроектом не регулируется порядок и сроки возобновления приостановленной деятельности НКО.

         В случае приостановления деятельности некоммерческой организации приостанавливаются ее права как учредителя средства массовой информации, ей запрещается организовывать, проводить массовые акции и публичные мероприятия, участвовать в них, использовать банковские счета и вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности (например, оплата аренды помещения или услуг связи) и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, уплате налогов, сборов и штрафов. В отношении имущества некоммерческих организаций, деятельность которых приостанавливается, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению Минюста.

         Статью 3 272-ФЗ предлагается дополнить новой частью 1.1:

         „1.1. Решение о приостановлении деятельности некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций по результатам федерального государственного контроля (надзора) либо на основании сведений, полученных ‎от федеральных органов исполнительной власти и органов прокуратуры Российской Федерации.“.

Исходя из предлагаемой формулировки, сведения, на основании которых Минюст может приостановить деятельность НКО, могут поступить из любого федерального органа исполнительной власти, но вероятнее всего речь здесь может идти об органах Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которые в силу специфики своей деятельности получают информацию о поступлении денежных средств в НКО. Поскольку в предлагаемых поправках не закреплена обязанность Минюста по проверке и подтверждению поступивших сведений, это порождает возможности для злоупотребления правом или избирательного применения закона.

         Законопроектом определяется трехдневный срок уведомления НКО, деятельность которых приостановлена/возобновлена, с момента принятия соответствующего решения.

         В части 1 статьи 3.1 272-ФЗ законопроектом предлагается расширить перечень оснований для признания деятельности иностранной или международной неправительственной организации нежелательной на территории РФ: помимо угрозы основам конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства, она может представлять угрозу интересам Российской Федерации. Следует отметить, что термин „интересы Российской Федерации“ (равно как и термины „обороноспособность страны“ и „безопасность государства“) не имеет четкого законодательного определения, что создает возможности для его произвольного толкования.

- 15 июля 2020 года ФНС России запустила сервис для выплаты субсидий на профилактику COVID-19 — https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9927421/.

- 23 июля 2020 года одобрен Советом Федерации внесенный Правительством РФ проект федерального закона № 938397–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)“ и Федеральный закон „О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“ - https://sozd.duma.gov.ru/bill/938397-7.

Законопроектом предлагается на отношения, возникающие при формировании благотворительной организацией целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, распространить нормы Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ „О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“.

В пункт 4 статьи 12 Федерального закона „О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)“ законопроектом предлагается внести изменения, позволяющие благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами, но только в целях получения благотворительной организацией ценных бумаг хозяйственных обществ на пополнение ее целевого капитала или приобретения благотворительной организацией акций хозяйственных обществ за счет денежных средств, составляющих ее целевой капитал, в порядке, установленном Федеральным законом „О  порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“.

Закрепленное в пункте 4 статьи 16 Федерального закона „О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)“ требование об использовании не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме на благотворительные цели в течение года с момента его получения предлагается не распространять на пожертвования, полученные на формирование или пополнение целевого капитала благотворительной организации, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом „О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“. Аналогичное исключение предлагается ввести и для финансирования благотворительных программ (п. 3 ст. 17 ФЗ „О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)“.

Коррелирующие поправки также предлагается внести в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ „О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“. Также в данном Федеральном законе (ч. 12 ст. 6) предусматривается возможность продления срока сбора пожертвований на формирование целевого капитала при условии, что сумма собранных пожертвований превышает 1,5 миллиона рублей, в этой связи вводится и дополнительное исключение, позволяющее не возвращать поступившие денежные средства жертвователю – если до истечения срока (1 год со дня поступления первого пожертвования) принято решение о продлении срока сбора пожертвований на формирование целевого капитала при условии, что сумма пожертвований превышает 1,5 млн рублей.

Законопроектом предлагается закрепить, что некоммерческая организация вправе объявить о публичном сборе денежных средств не только на пополнение (в действующей редакции закона), но и на формирование целевого капитала.

Предлагается существенно изменить размер неиспользованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал – вместо не более 50% за два года подряд — не менее 25% за три года подряд.

Изменяется порядок исчисления вознаграждения и расходов управляющей компании.

- 15 июля 2020 года Государственной Думой принят в 1 чтении внесенный Правительством РФ проект федерального закона № 974088–7 «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“ - https://sozd.duma.gov.ru/bill/974088-7.

Законопроектом предлагается возложить на Минюст России обязанность по утверждению порядка ведения перечня некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, а также порядка ведения перечня общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Одновременно предлагается закрепить обязанность соответствующих должностных лиц или органов направлять в Минюст России копии решений о приостановлении деятельности указанных объединений, об удовлетворении жалоб на решение о приостановлении деятельности, а также копии вступивших в законную силу решений суда по заявлению о ликвидации указанных объединений или о запрете их деятельности.

Ведение перечня некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, в настоящее время ведется Минюстом России — http://minjust.gov.ru/nko/perechen_zapret (по состоянию на 24 июля 2020 года в нем содержатся сведения о 76 организациях). Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, также был создан Минюстом России 3 октября 2019 года http://minjust.gov.ru/nko/perechen_priostanovleni, но по состоянию на 24 июля 2020 года в него не была включена ни одна организация.

Таким образом, суть предлагаемых поправок состоит лишь в возложении на Минюст России обязанности разработать ведомственные акты, регулирующие ведение данных перечней, а также в установлении требований к должностным лицам и органам, принимающим решения о приостановлении деятельности, о ликвидации или запрете деятельности НКО в связи с осуществлением экстремистской деятельности, направлять их копии в трехдневный срок со дня принятия.

- 16 июля 2020 года Федеральная служба по народу в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) объявила о разработке проекта ведомственного приказа „Об утверждении Формы указания на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, требований к размещению и порядка размещения такого указания“ — https://regulation.gov.ru/projects#npa=106034.

Предлагается закрепить, что текстовые сообщения или материалы должны сопровождаться следующим текстовым указанием: „Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента“.

Размещаться такое текстовое сообщение должно в начале сообщения (или материала), под заголовком, либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого сообщения (материала).

Размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта заголовка и текста сообщения (материала). Цвет шрифта текстового указания должен быть контрастным ‎по отношению к фону, на котором он размещается. Не допускается наложение данного текстового указания на иные изображения и материалы.

Аудиовизуальная продукция таких организаций также должна сопровождаться текстовым сообщением аналогичного содержания. Демонстрация данного текстового указания должна быть обеспечена в начале трансляции сообщения (материала), а также при каждом возобновлении трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией). Продолжительность демонстрации должна составлять не менее 15 секунд и занимать не менее 20% от площади экрана.

Аудиопродукция должна сопровождаться звуковым текстовым сообщением аналогичного содержания (в начале трансляции, а также при каждом возобновлении трансляции), при этом не допускается применение технологий по ускорению речи и уровень громкости данного звукового текстового указания должен быть не ниже уровня громкости распространяемых сообщений (материалов).

- 16 июля 2020 года Минюстом России объявлено о разработке проекта ведомственного приказа „Об утверждении Порядка предоставления Министерством юстиции Российской Федерации Государственной корпорации „Агентство по страхованию вкладов“ сведений о нахождении юридического лица в реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг на день наступления страхового случая“ - https://regulation.gov.ru/projects#npa=106064.

Проект приказа разрабатывается в целях реализации положений, предусмотренных частью 4.2 статьи 12 Федерального закона ‎от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ „О страховании вкладов в банках Российской Федерации“, вступающей в силу с 1 октября 2020 года, предусматривающей, что выплата возмещения по вкладам некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг производится Агентством по страхованию вкладов в течение 1 месяца с момента поступления в Агентство соответствующего заявления, но не ранее 3 рабочих дней с момента получения Агентством от Минюста России сведений о нахождении организации в реестр НКО – ИОПУ.

- 16 июля 2020 года Минюстом России объявлено о разработке проекта ведомственного приказа „О требованиях к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований“ - https://regulation.gov.ru/projects#npa=106057.

Проект приказа разрабатывается в целях реализации положений вступающей в силу с 5 октября 2020 года статьи 16.1 Федерального закона „О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)“, регулирующей использование ящиков для сбора пожертвований.

В содержательную часть отчета предлагается включать:

- полное наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер некоммерческой организации, использующей ящик для сбора благотворительных пожертвований, а также индивидуальный номер налогоплательщика;

- дата утверждения положения о программе или иного акта, в соответствии с которым проводится сбор благотворительных пожертвований, и наименование органа некоммерческой организации, утвердившего указанный документ;

- цель (цели) сбора благотворительных пожертвований;

- этапы и сроки сбора благотворительных пожертвований;

- вид ящика для сбора благотворительных пожертвований (стационарный или переносной);

- место размещения ящика для сбора благотворительных пожертвований (в случае установки и использования ящика для сбора благотворительных пожертвований во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, дополнительно указывается наименование такого мероприятия);

- периодичность извлечения благотворительных пожертвований ‎из ящика для сбора благотворительных пожертвований;

- суммы наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества) на начало отчетного периода, извлеченных из ящика для благотворительных пожертвований и не израсходованных ‎ (не использованных) в течение предыдущих отчетных периодов;

- даты извлечения благотворительных пожертвований из ящика для сбора благотворительных пожертвований в течение отчетного периода ‎и суммы наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для благотворительных пожертвований в течение отчетного периода;

- сведения о расходовании извлеченных наличных денежных средств ‎ (об использовании иного имущества) в течение отчетного периода;

- сумма наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для сбора благотворительных пожертвований, не израсходованных (не использованных) в соответствии ‎с целями сбора благотворительного пожертвования на конец отчетного периода;

- сумма наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для сбора благотворительных пожертвований, израсходованных (использованных) на иные благотворительные цели (в случае наличия не израсходованных ‎ (не использованных) наличных денежных средств (иного имущества) ‎в соответствии с целями сбора благотворительного пожертвования при достижении заявленной благотворительной цели некоммерческой организации) с указанием благотворительных целей, на которые направлялись не израсходованные (не использованные) благотворительные пожертвования.

В соответствии с проектом приказа, некоммерческая организация, использующая ящик для сбора благотворительных пожертвований, обязана публиковать отчет на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов ‎в сети Интернет, а также на сайте некоммерческой организации, ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего ‎за отчетным периодом.

- 21 июля 2020 года на рассмотрение Государственной Думы Правительством РФ внесен проект федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О свободе совести и о религиозных объединениях“ в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений“ — https://sozd.duma.gov.ru/bill/992354-7.

Законопроектом предлагается обязать священнослужителей, получивших образование за пределами Российской Федерации, до начала своей религиозной или преподавательской деятельности в России пройти переподготовку и аттестацию в российских вузах.

Законопроект предусматривает запрет быть участником или руководителем религиозной группы иностранным гражданам, чье пребывание в РФ признано нежелательным, а также иностранным гражданам, включенным в реестр экстремистов и террористов, ведущийся Росфинмониторингом — http://www.fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act.

Законопроектом предлагается изменить периодичность уведомления религиозными группами Минюста России о продолжении своей деятельности: вместо 1 раза в 3 года – ежегодно.

- 21 июля 2020 года на рассмотрение Государственной Думы Правительством РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О персональных данных“ — https://sozd.duma.gov.ru/bill/992331-7.

Законопроектом предлагается упростить получение согласия субъекта на обработку его персональных данных, в частности: закрепить возможность получения согласия субъекта на обработку его персональных данных для достижения нескольких целей (ранее закон требовал получения отдельного согласия при обработке ПДн для достижения каждой конкретной цели), а также закрепить возможность указания в согласии на обработку ПДн нескольких третьих лиц, которым обработка ПДн может быть поручена (ранее в законе была предусмотрена возможность указания только 1 лица).

В перечень мер по обеспечению безопасности ПДн предлагается включить „применение для уничтожения персональных данных средств защиты информации, в составе которых реализована функция уничтожения информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия, проведенную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности (ФСБ), или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК)“.

В полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) предлагается включить установление требований к обезличиванию персональных данных и методы обезличивания персональных данных (в настоящее время такие требования не установлены).

- 21 июля 2020 года Государственной Думой принят в 1 чтении внесенный депутатами В. В. Володиным, С. И. Неверовым, А. К. Исаевым, М. В. Тарасенко, членами Совета Федерации В. И. Матвиенко, А. А. Турчаком, А. А. Клишасом, И. Ю. Святенко внесен проект федерального закона „О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы“ — https://sozd.duma.gov.ru/bill/973264-7.

Законопроектом предлагается серьезная реструктуризация и значительные изменения в регулировании труда дистанционных работников. Среди основных нововведений – внедрение возможности комбинированной удаленной работы и временной удаленной работы.

Потребность в возможности заключить комбинированный трудовой договор, когда работник часть времени находится на стационарном рабочем месте, а часть работает удаленно, назрела достаточно давно. Если проект будет принят, некоммерческие организации смогут устанавливать такой режим.

Кроме того, проект закрепляет возможность введения временной дистанционной работы как по соглашению сторон, так и в случае необходимости, например, катастрофы природного/техногенного характера или эпидемии. При этом по общему правилу предлагается вводить режим временной дистанционной работы путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. Если же возникнет внешняя угроза жизни и здоровью работников, работодатель получит право вводить режим дистанционной работы в упрощенном порядке. В этом случае нужно будет издать локальный нормативный акт с установлением списка работников, которые будут работать удаленно, утверждением режима рабочего времени и сроков, на которые работники переводятся на работу из дома. Проект устанавливает приоритетный перевод на удаленную работу определенных категорий граждан: беременных, инвалидов, пенсионеров и т. д.

Законопроект уточняет регулирование режима рабочего времени для дистанционных работников: работодатель должен будет согласовать часы, в которые работник обязан находиться в доступе, а работа за пределами этих часов будет считаться переработкой.

1.0/5 rating 1 vote