Портал некоммерческих организаций
Ярославской области

лого2

logo

  • Новостная лента

Обзор некоммерческого законодательства за июнь 2020 года

Обзор некоммерческого законодательства за июнь 2020 года

- Федеральная налоговая служба запустила сервис проверки возможности освобождения от уплаты налогов, страховых взносов за отчетные периоды, относящиеся ко 2 кварталу 2020 года — https://service.nalog.ru/covid4/index.html.

- Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2020 года № 354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006010049.

В качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьёй 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» определено 1 июля 2020 года.

- 1 июня 2020 года Минюстом России размещен для общественного обсуждения проект ведомственного приказа «Об утверждении Порядка установления личности гражданина, ‎его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=102490.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу с 29 декабря 2020 года) внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1), предусматривающие возможность нотариусу установить личность лиц, обратившихся за совершением нотариального действия ‎с помощью единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени ‎их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ при отсутствии документа, удостоверяющего личность или при наличии сомнений относительно личности лица, предъявившего документ, удостоверяющий его личность.

Проект приказа определяет порядок установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных (в пояснительной записке данная система для краткости поименована как «ЕБС», хотя в самом тексте проекта приказа такая аббревиатура не используется), их проверку в ЕБС и передачу из ЕБС информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ при отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений относительно личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий личность, то есть при личной явке к нотариусу.

Предусмотренная проектом приказа проверка возможна только ‎в случае наличия сведений о заявителе в единой системе идентификации ‎и аутентификации (далее – ЕСИА), а также в ЕБС.

Нотариус устанавливает личность физического лица на основании получения с использованием единой информационной системы нотариата (далее – ЕИС) сведений, содержащихся об этом лице в ЕСИА ‎и информации о результатах проверки соответствия представленных биометрических персональных данных физического лица ‎его биометрическим персональным данным, содержащимся в ЕБС.

Для проведения проверки нотариус с использованием технических средств обеспечивает сбор биометрических персональных данных гражданина, соответствующих видам данных, содержащимся в ЕБС.

В случае получения нотариусом положительного результата проверки соответствия представленных биометрических персональных данных физического лица его биометрическим персональным данным, содержащимся в ЕБС, ему представляется информация о проверяемом лице, содержащаяся в ЕСИА: фамилия, имя, отчество (при наличии); дата рождения (число, месяц, год); адрес места жительства (регистрации); реквизиты основного документа, удостоверяющего личность; страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии).

Если же результат проверки отрицательный, нотариус получает только информацию о результатах такой проверки, при этом информация ‎о степени взаимного соответствия не предоставляется.

- 2 июня 2020 года истек срок общественного обсуждения размещенного Минкомсвязи России проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О персональных данных“ — https://regulation.gov.ru/projects#npa=102077.

В качестве обоснования необходимости разработки данного законопроекта указано, что он подготовлен в целях приведения положений Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ „О персональных данных“ в соответствии с положениями Протокола о внесении изменений в Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных подписанного от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 10 октября 2018 года.

По состоянию на 30 июня 2020 года текст законопроекта для общественного обсуждения не размещен.

Сам вышеуказанный Протокол (Договор № 223) был подписан от имени Российской Федерации в день его принятия – 10 октября 2018 года, однако, как и большинством стран, его подписавших (за исключением Болгарии, Литвы, Польши, Сербии, Хорватии), до настоящего времени не ратифицирован — https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/223.

Некоторые из нововведений, содержащиеся в Протоколе, заключаются в следующем:

  • Более жесткие требования в отношении принципов соразмерности, минимизации данных и правомерности обработки;
  • Расширение типов конфиденциальных данных, которые теперь будут включать генетические и биометрические данные, членство в профсоюзах и этническое происхождение;
  • Обязательство декларировать утечку данных;
  • Более высокая степень прозрачности обработки данных;
  • Новые права физических лиц в контексте алгоритмического принятия решений, что становится особенно актуальным в связи с развитием искусственного интеллекта;
  • Повышение подотчётности операторов данных;
  • Требование применения принципа „Проектируемая конфиденциальность“;
  • Применение принципов защиты данных ко всем процессам обработки, в том числе по соображениям национальной безопасности, с возможными исключениями и ограничениями в соответствии с условиями, установленными Конвенцией, и в любом случае, с возможностью независимого и эффективного пересмотра и контроля;
  • Чёткий режим трансграничных потоков данных;
  • Расширение полномочий и повышение независимости органов по защите данных и укрепление правовой основы для международного сотрудничества.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 03 июня 2020 года № 815 „Об утверждении Правил финансового обеспечения мероприятий по закупке, хранению и доставке средств индивидуальной защиты, медицинских изделий и средств дезинфекции с их последующей передачей на безвозмездной основе конечным получателям“ - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006050003.

Данным Постановлением определен порядок закупки средств индивидуальной защиты от коронавируса для бесплатной передачи волонтерам, социально ориентированным НКО, медицинским организациям и организациям социального обслуживания.

Акционерному обществу «Корпорации „Росхимзащита“ выделяется субсидия на закупку средств индивидуальной защиты, медицинских изделий и средств дезинфекции (по установленному перечню) для их последующей доставки получателям, определенным на основании заявок Ассоциации волонтерских центров, представленных в Министерство промышленности и торговли РФ.

- 4 июня 2020 года опубликован Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам развития генетических технологий, состоявшегося 14 мая 2020 года — http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/63461.

Правительству РФ при участии Национального исследовательского центра „Курчатовский институт“ поручено обеспечить создание и функционирование информационно-аналитической системы хранения и обработки генетических данных „Национальная база генетической информации“, включая разработку форматов хранения и передачи данных, сопутствующих поисковых программ и программных средств (п. 2 Перечня поручений).

- Федеральный закон от 08 июня 2020 года № 168-ФЗ „О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006080019.

Закона вступил в силу с 8 июня 2020 года, за исключением некоторых положений, вступление в силу которых произойдет в 2022 – 2026 годах.

В соответствии с данным законом будет создан единый федеральный регистр, содержащий информацию о населении страны, в котором будут отслеживаться все важные этапы жизни граждан: от рождения до смерти. Оператором регистра будет Федеральная налоговая служба. Информационная база должна заработать с 1 января 2023 года.

В регистр будут включаться сведения не только о гражданах РФ, но и об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в РФ, либо признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ, а также об иностранных гражданах, временно пребывающих в РФ и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность.

В федеральный регистр сведений о населении включаются:

1) сведения о физическом лице:

а) фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения иные фамилия, имя и отчество (при наличии);

б) дата рождения;

в) дата смерти;

г) место рождения;

д) место смерти;

е) пол и в случае его изменения иной пол;

ж) сведения о семейном положении физического лица, в том числе о записях актов о заключении и расторжении брака;

з) гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств;

и) сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);

к) сведения об обращении гражданина Российской Федерации в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);

2) идентификаторы:

а) записи акта о рождении;

б) записи акта о смерти;

в) документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;

г) документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

д) сведений о регистрационном учете гражданина Российской Федерации и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации;

е) сведений о принятом решении по вопросам гражданства Российской Федерации;

ж) сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;

з) сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

и) сведений о постановке на воинский учет граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете;

к) сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;

л) сведений о постановке на учет в органах службы занятости;

м) документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, присвоении, лишении, восстановлении ученого звания;

н) учетной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе „Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме“ (далее — единая система идентификации и аутентификации);

о) записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.

- Федеральный закон от 08 июня 2020 года № 172-ФЗ „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“ - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006080023.

В соответствии с внесенными изменениями, организации из реестра СО НКО, которые с 2017 года получают президентские гранты, субсидии и другие гранты по программам, реализуемым федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, или являются исполнителями общественно полезных услуг либо поставщиками социальных услуг, будут освобождены от уплаты части налогов.

В частности, такие НКО освободят от налога на прибыль организации в части:

- авансовых платежей, которые нужно уплатить во втором квартале 2020 года;

- авансовых платежей, которые нужно уплатить за отчетные периоды 4-5–6 месяцев 2020 года, „за минусом ранее начисленных сумм авансовых платежей за отчетный период три месяца“;

- авансовых платежей, которые нужно уплатить за первое полугодие 2020 года, также за минусом авансовых платежей, начисленных за первый квартал ранее.

Налог на прибыль организации за отчетные периоды после шести месяцев 2020 года рассчитывается с учетом представленных выше авансовых платежей.

НКО наравне с индивидуальными предпринимателями, которые работают в наиболее пострадавших от пандемии сферах, планируется освободить от налогов по акцизам за апрель-июнь 2020 года, по водному налогу за второй квартал 2020 года, по налогу на добычу полезных ископаемых за апрель-июнь 2020 года, по единому сельскохозяйственному налогу за полугодовой период 2020 года.

Освободят от выплат по налогу, который платится из-за упрощенной системы налогообложения: В части авансового платежа за отчетный период полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за отчетный период первый квартал 2020 года. Он будет засчитываться при исчислении авансового платежа за отчетный период девять месяцев 2020 года и суммы налога за налоговый период 2020 года.

Поправки касаются и транспортного налога, налога на имущество организаций и имущество физических лиц, а также земельного налога — все с одинаковыми сроками: от обязанности платить за владение объектом с 1 апреля до 30 июня 2020 года НКО освободят.

Еще одно освобождение от уплаты планируется в налогах на доходы физических лиц — это авансовый платеж за первое полугодие 2020 года. Засчитываться он будет во время исчисления суммы авансового платежа по налогу за десять месяцев 2020 года и суммы налога за налоговый период 2020 года.

Будут снижены тарифы по страховым взносам, в том числе и для СОНКО. В частности, тарифы на выплаты, начисленные за апрель — июнь 2020 года, понижаются на обязательное пенсионное страхование — до 0,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — до 0,0 процента, на обязательное медицинское страхование — также до 0,0 процента.

Согласно внесенным изменениям, к внереализационным расходам будут относиться в том числе расходы в виде стоимости имущества, которое бизнес передает медицинским некоммерческим организациям и социально ориентированным НКО из реестра Минэкономразвития. Эти расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки.

- 9 июня 2020 года Государственной Думой принят в 1 чтении внесенный Правительством РФ проект федерального закона № 938397–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)“ и Федеральный закон „О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“ — https://sozd.duma.gov.ru/bill/938397-7.

Законопроектом предлагается на отношения, возникающие при формировании благотворительной организацией целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, распространить нормы Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ „О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“.

В пункт 4 статьи 12 Федерального закона „О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)“ законопроектом предлагается внести изменения, позволяющие благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами, но только в целях получения благотворительной организацией ценных бумаг хозяйственных обществ на пополнение ее целевого капитала или приобретения благотворительной организацией акций хозяйственных обществ за счет денежных средств, составляющих ее целевой капитал, в порядке, установленном Федеральным законом „О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“.

Закрепленное в пункте 4 статьи 16 Федерального закона „О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)“ требование об использовании не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме на благотворительные цели в течение года с момента его получения предлагается не распространять на пожертвования, полученные на формирование или пополнение целевого капитала благотворительной организации, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом „О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“. Аналогичное исключение предлагается ввести и для финансирования благотворительных программ (п. 3 ст. 17 ФЗ „О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)“.

Коррелирующие поправки также предлагается внести в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ „О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“. Также в данном Федеральном законе (ч. 12 ст. 6) предлагается ввести дополнительное исключение, позволяющее не возвращать поступившие денежные средства жертвователю – если до истечения срока (1 год со дня поступления первого пожертвования) принято решение о продлении срока сбора пожертвований на формирование целевого капитала при условии, что сумма пожертвований превышает 1,5 млн рублей.

Законопроектом предлагается закрепить, что некоммерческая организация вправе объявить о публичном сборе денежных средств не только на пополнение (в действующей редакции закона), но и на формирование целевого капитала.

Предлагается существенно изменить размер неиспользованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал – вместо не более 50% за два года подряд — не менее 25% за три года подряд.

Изменяется порядок исчисления вознаграждения и расходов управляющей компании.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 847 „О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006150013.

Включение некоммерческих организаций в реестр осуществляется на основании следующих критериев:

- некоммерческая организация является частной образовательной организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

- некоммерческая организация является благотворительной организацией, зарегистрированной в установленном законодательством РФ порядке и применяющей пониженные страховые взносы в соответствии со подпунктами 7 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ;

- некоммерческая организация является некоммерческой организацией (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, осуществляющей в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) и применяющей пониженные страховые взносы в соответствии со подпунктом 8 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации;

- некоммерческая организация включена в перечень организаций получаемые налогоплательщиками гранты которых, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства не подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 6 статьей 217 Налогового кодекса РФ.

Уполномоченным органом по формированию и ведению данного реестра определено Минэкономразвития России. Информацию об организациях в реестр предоставляет Федеральная налоговая служба России и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Ранее 5 июня 2020 года Минэкономразвития России сформировало реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки в соответствии с подпунктами „а“ и „в“ пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками общероссийской акции „Мы вместе“ 30 апреля 2020 года и совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации, состоявшегося 11 мая 2020 года — http://nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/Details.html?id=101. По состоянию на 30 июня 2020 года в реестр включены сведения о 22 895 НКО.

- Постановление Правительства РФ от 11 июня 2020 года № 849 „О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 440“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006160040.

До 1 октября продлен срок действия результатов специальной оценки условий труда (если он истекает в период с апреля по сентябрь).

- Постановление Правительства РФ от 11 июня 2020 года № 850 "Об определении федерального органа исполнительной власти, ответственного за сбор сведений от централизованных религиозных организаций о религиозных организациях, входящих в их структуру, и о социально ориентированных некоммерческих организациях, учредителями которых являются такие централизованные религиозные организации и (или) религиозные организации, входящие в структуру таких централизованных религиозных организаций, которые освобождаются от исполнения обязанности уплатить налоги, авансовые платежи по налогам, сборам в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 июня 2020 года № 172-ФЗ „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006130003.

Сведения представляются централизованными религиозными организациями о религиозных организациях, входящих в их структуру, и о социально ориентированных некоммерческих организациях, учредителями которых являются такие централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру таких централизованных религиозных организаций. В них указывается полное наименование централизованной религиозной организации, ее адрес (место нахождения), ОГРН, ИНН, а также дата включения в ЕГРЮЛ. Далее заполняется таблица с данными о религиозных организациях, входящих в ее структуру и социально ориентированными НКО, где она является учредителем.

Вышеуказанная информация должна быть представлена в Минюст России до 20 июня 2020 года. Направляется она в электронном виде по адресу электронной почты (cro@minjust.gov.ru) сопроводительным письмом с приложением сведений в формате Excel (форма сведений приведена в информации Минюста России от 10 июня 2020 года „О мерах государственной поддержки для централизованных религиозных организаций“).

- Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года № 862 „О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2020 году“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006170006.

Ранее Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 438 „Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ было установлено, что в 2020 году плановые проверки в отношении субъектов МСП и СОНКО не проводятся, а внеплановые проверки проводятся только в определенных случаях (возникновение угрозы жизни или здоровью граждан, поручение Президента РФ, Правительства РФ или прокурора).

Новым же Постановлением Правительства РФ закреплено, что внеплановые проверки НКО могут проводиться в случае поступления информации о нарушении законодательства о деятельности НКО или о наличии признаков экстремизма в деятельности, избирательного законодательства, а также об осуществлении деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента, не подавшей заявление о включении в соответствующий реестр.

- 16 июня 2020 года Минюстом России для общественного обсуждения размещен проект постановления Правительства РФ „О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89“ — https://regulation.gov.ru/projects#npa=102980.

Проект постановления разработан в целях реализации Федерального закона от 18 марта 2020 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона „О некоммерческих организациях“ и предусматривают порядок получения социально ориентированной некоммерческой организацией заключения ‎о надлежащей реализации проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества. Указанное заключение будет выдаваться Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества.

Положения проекта постановления предусматривают освобождение СОНКО от обязанности предоставления ‎в Минюст России (его территориальные органы) заключения ‎о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям. Указанный документ организация вправе представить по собственной инициативе.

В случае непредставления заключения о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям Минюст России (его территориальный орган) получает указанное заключение из соответствующего федерального органа исполнительной власти (его территориального органа) и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации его выдавшего в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Также проектом постановления предполагается освободить СОНКО от представления в Минюст России (его территориальные органы) заключений, выдаваемых Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества. Указанный документ организация вправе представить по собственной инициативе. В случае его непредставления Минюст России (его территориальный орган) получает указанное заключение от Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества в рамках информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Учитывая предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“ сроки подготовки и направления ответа ‎на межведомственный запрос (не более 5 рабочих дней), срок принятия Минюстом России (его территориальным органом) решения о включении социально ориентированной некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг увеличивается до 10 рабочих дней.

- 16 июня 2020 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами В. В. Володиным, С. И. Неверовым, А. К. Исаевым, М. В. Тарасенко, членами Совета Федерации В. И. Матвиенко, А. А. Турчаком, А. А. Клишасом, И. Ю. Святенко внесен проект федерального закона „О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы“ — https://sozd.duma.gov.ru/bill/973264-7.

Законопроектом предлагается серьезная реструктуризация и значительные изменения в регулировании труда дистанционных работников. Среди основных нововведений – внедрение возможности комбинированной удаленной работы и временной удаленной работы.

Потребность в возможности заключить комбинированный трудовой договор, когда работник часть времени находится на стационарном рабочем месте, а часть работает удаленно, назрела достаточно давно. Если проект будет принят, некоммерческие организации смогут устанавливать такой режим.

Кроме того, проект закрепляет возможность введения временной дистанционной работы как по соглашению сторон, так и в случае необходимости, например, катастрофы природного/техногенного характера или эпидемии. При этом по общему правилу предлагается вводить режим временной дистанционной работы путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. Если же возникнет внешняя угроза жизни и здоровью работников, работодатель получит право вводить режим дистанционной работы в упрощенном порядке. В этом случае нужно будет издать локальный нормативный акт с установлением списка работников, которые будут работать удаленно, утверждением режима рабочего времени и сроков, на которые работники переводятся на работу из дома. Проект устанавливает приоритетный перевод на удаленную работу определенных категорий граждан: беременных, инвалидов, пенсионеров и т. д.

Законопроект уточняет регулирование режима рабочего времени для дистанционных работников: работодатель должен будет согласовать часы, в которые работник обязан находиться в доступе, а работа за пределами этих часов будет считаться переработкой.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано на 21 июля 2020 года.

- 17 июня 2020 года Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона № 974088–7 «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“ - https://sozd.duma.gov.ru/bill/974088-7.

Законопроектом предлагается возложить на Минюст России обязанность по утверждению порядка ведения перечня некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, а также порядка ведения перечня общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Одновременно предлагается закрепить обязанность соответствующих должностных лиц или органов направлять в Минюст России копии решений о приостановлении деятельности указанных объединений, об удовлетворении жалоб на решение о приостановлении деятельности, а также копии вступивших в законную силу решений суда по заявлению о ликвидации указанных объединений или о запрете их деятельности.

Ведение перечня некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, в настоящее время ведется Минюстом России — http://minjust.gov.ru/nko/perechen_zapret (по состоянию на 30 июня 2020 года в нем содержатся сведения о 76 организациях). Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, также был создан Минюстом России 3 октября 2019 года, но по состоянию на 30 июня 2020 года в него не была включена ни одна организация.

Таким образом, суть предлагаемых поправок состоит лишь в возложении на Минюст России обязанности разработать ведомственные акты, регулирующие ведение данных перечней, а также в установлении требований к должностным лицам и органам, принимающим решения о приостановлении деятельности, о ликвидации или запрете деятельности НКО в связи с осуществлением экстремистской деятельности, направлять их копии в трехдневный срок со дня принятия.

- 17 июня 2020 года Минэкономразвития России для общественного обсуждения размещен проект постановления Правительства РФ „Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий“ — https://regulation.gov.ru/projects#npa=103016.

Социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) выделят субсидии на дезинфекцию помещений, разметку, диспенсеры, маски и перчатки.

Проектом предусмотрено выделение средств СОНКО и МСП, которые ведут деятельность в отраслях экономики, которым требуется поддержка для проведения профилактических ‎и дезинфекционных мероприятий и которые в том числе осуществляют производство и реализацию подакцизной продукции. Речь идёт об организациях общественного питания, гостиницах, организациях, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, а также деятельность по предоставлению бытовых услуг населению.

В пояснительной записке к проекту отмечается, что субсидия делится на первоначальную и текущую. Размер первой составит 15 000 рублей. Вторая будет рассчитываться как произведение 6 500 рублей на количество работников организации в мае 2020 года.

Соответствующее заявление в электронной форме можно будет направить в налоговый орган по месту нахождения организации с 15 июля 2020 года по 15 августа 2020 года включительно.

Несмотря на то, что сам проект постановления Правительства по состоянию на 30 июня 2020 года не принят, Правительством РФ издано Распоряжение от 26 июня 2020 года № 1686-р — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006290029, в соответствии с которым Казначейству России из резервного фонда выделены средства в размере 20 млрд рублей на проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий для субъектов МСП и социально ориентированных НКО, работающих в определенных отраслях.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 887 „Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006230040.

Крайний срок уведомления работников о выборе формата трудовой книжки (бумажного или электронного) перенесен на 31 октября 2020 года включительно.

- Федеральный закон от 23 июня 2020 года № 183-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электронной подписи“ и статью 1 Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006230033.

Предусматривается возможность создания удостоверяющим центром сертификатов ключей проверки электронных подписей и выдачи таких сертификатов заявителям в отношении усиленных неквалифицированных электронных подписей по заявлению в электронной форме без их личного присутствия.

Идентификация личности будет проводиться по данным простой электронной подписи гражданина, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, при условии взаимодействия удостоверяющего центра с единой системой идентификации и аутентификации.

В отличие от простой электронной подписи неквалифицированная электронная подпись позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, а также обнаружить факт внесения в него изменений после подписания.

Закон вступает в силу с 30 июня 2020 года, а внесенных им поправки начинают действовать с 1 апреля 2021 года.

         - Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 906 „О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006260012.

         Установлен порядок ведения реестра социально ориентированных НКО, которые с 2017 года являются получателями грантов и субсидий, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг.

Реестр формируется Минэкономразвития России и размещается в открытом доступе на сайте министерства.

Постановлением определен перечень включаемых в реестр сведений, сроки и порядок их внесения.

- 26 июня 2020 года Минюстом России объявлено о возобновлении со 2 июля 2020 года личного приема граждан при соблюдении обязательного ношения средств индивидуальной защиты и социального дистанцирования (не менее 1,5 метров) — http://minjust.gov.ru/ru/novosti/o-vozobnovlenii-lichnogo-priema-grazhdan-v-minyuste-rossii.

Запись на прием к руководству структурных подразделений Минюста России осуществляется отделом по работе с обращениями граждан по телефону: (495) 955-57-73. Дополнительно заявители могут обращаться в письменной форме по почтовому адресу Минюста России (119991, ГСП-1, г. Москва, ул. Житная, д. 14), в электронном виде через официальный сайт Минюста России в сети „Интернет“ (http://minjust.gov.ru/electronic-appeal), а также через Единый портал государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru).

За разъяснениями по вопросам предоставления государственных услуг по проставлению апостиля и легализации документов граждане могут обращаться по телефонам: (495) 955-56-43, (495) 955-56-42, (495) 677-06-96.

Информацию о возобновлении приема граждан в территориальных органах Минюста России необходимо уточнять на официальных сайтах соответствующих территориальных органов Минюста России (http://minjust.gov.ru/structure/region2).

- Указ Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 года № 426 „О внесении изменений в Положение о грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 года № 30“ — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006260021.

В соответствии с внесенными изменениями, Фонд президентских грантов сможет софинансировать расходы на оказание поддержки СОНКО в субъектах РФ. При этом ФПГ сможет осуществлять мониторинг деятельности СОНКО и органов исполнительной власти субъектов РФ по оказанию финансовой поддержки, а также обеспечивать информационное, консультационное, методическое и организационное сопровождение этой деятельности.

3.0/5 оценка (2 голосов)