Портал некоммерческих организаций
Ярославской области

лого2

logo

  • Новостная лента

Обзор некоммерческого законодательства за май 2019 года

Обзор некоммерческого законодательства за май 2019 года

- Федеральный закон от 1 мая 2019 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (вступает в силу с 1 ноября 2019 года) — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201905010025.

В СМИ данный закон именуется как «закон об устойчивом Рунете».

В законодательство введены новые термины:

- точка обмена трафиком – совокупность технических и программных средств и (или) сооружений связи, с использованием которых собственник или иной их владелец обеспечивает возможность для соединения и пропуска в неизменном виде трафика между сетями связи, если собственник или иной владелец сетей связи имеет уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (номер автономной системы);

- технические средства противодействия угрозам – технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования;

Органы власти наделены новыми для себя полномочиями:

Правительство:

- утверждает порядок установки, эксплуатации и модернизации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам;

- утверждает положение о проведении учений, в том числе цели и задачи их проведения, а также перечень участников;

- утверждает порядок ведения реестра точек обмена трафиком, в том числе порядок направления уведомлений собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком и порядок включения сведений в реестр точек обмена трафиком;

- устанавливает порядок взаимодействия собственников или иных владельцев технологических сетей связи, имеющих номер автономной системы, с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и ФСБ;

- утверждает порядок централизованного управления сетью связи общего пользования, виды угроз, регламент определения угроз, требования к организационно-техническому взаимодействию в рамках централизованного управления, способы определения Роскомнадзором технической возможности исполнения указаний, условия и случаи, при которых оператор связи имеет право не направлять трафик через технические средства противодействия угрозам;

- утверждает порядок контроля за выполнением лицами, участвующими в централизованном управлении, обязанностей по размещению на территории РФ средств связи, с использованием которых выполняются указания в рамках централизованного управления.

Министерство связи:

- устанавливает требования к функционированию систем управления сетями связи при возникновении угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования;

- по согласованию с ФСБ устанавливает требования к обеспечению функционирования точек обмена трафиком, которые включают в себя в том числе требования к обеспечению устойчивого функционирования технических и программных средств связи, сооружений связи.

Роскомнадзор:

- координирует обеспечение устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- утверждает порядок учета информации о целях использования линий связи, а также о средствах связи, установленных на линиях связи, и порядок контроля за достоверностью и полнотой представляемой информации;

- ведет реестр точек обмена трафиком;

- устанавливает сроки, порядок, состав и формат информации, представляемой операторами связи, собственники или иные владельцы сетей связи при использовании линий связи, пересекающих Государственную границу РФ, о средствах связи, обеспечивающих взаимодействие с такими линиями связи;

- устанавливает сроки, порядок, состав и формат информации, которую обязаны представлять в Роскомнадзор владельцы номеров автономных систем;

- устанавливает технические условия установки технических средств противодействия угрозам и требования к сетям связи при использовании таких средств.

Для участников вводятся новые обязанности:

Операторы связи обязаны обеспечить установку в своей сети связи технических средств противодействия угрозам, представлять информацию в Роскомнадзор о фактическом месте установки технических средств противодействия угрозам в течение трех дней со дня установки и соблюдать технические условия установки технических средств противодействия угрозам, а также требования к сетям связи.

Операторы связи освобождаются от ответственности за нарушения лицензионных условий, если нарушения вызваны сбоями в сетях связи в результате функционирования технических средств противодействия угрозам. При рассмотрении претензий о нарушении договора оказания услуг связи, которые могли быть вызваны сбоями в сетях связи в результате функционирования технических средств противодействия угрозам, оператор связи вправе запросить в Роскомнадзоре сведения о функционировании таких средств.

Собственники или иные владельцы линий связи обязаны уведомить Роскомнадзор о целях использования линий связи, а также о средствах связи, установленных на линиях связи в отношении линий связи, пересекающих Государственную границу РФ;

Собственники или иные владельцы точек обмена трафиком обязаны уведомить Роскомнадзор о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования точки обмена трафиком. Они не вправе подключать к точкам обмена трафиком сети связи, владельцы которых не соблюдают требований по обеспечению реализации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и ФСБ мероприятий по выполнению возложенных на них задач, и требований по хранению на территории РФ текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных сообщений пользователей услугами связи;

Механизм управления сетями связи в случае возникновения угроз:

- Роскомнадзор безвозмездно предоставляет для установки операторам связи технические средства противодействия угрозам;

- в целях выявления угроз Роскомнадзор проводит мониторинг сети «Интернет» и сети связи общего пользования;

- в случае возникновения угроз Роскомнадзор осуществляет централизованное управление сетью связи общего пользования путем управления техническими средствами противодействия угрозам и (или) путем передачи обязательных к выполнению указаний операторам связи, собственникам или иным владельцам технологических сетей связи, собственникам или иным владельцам точек обмена трафиком, собственникам или иным владельцам линий связи, пересекающих Государственную границу РФ, иным лицам, если такие лица имеют номер автономной системы (лица, участвующие в централизованном управлении);

- в случае осуществления централизованного управления, лица, участвующие в нем, обязаны выполнять правила маршрутизации сообщений электросвязи, устанавливаемые Роскомнадзором.

Создается национальная система доменных имен, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных программных и технических средств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах и доменных именах. Положение о ней, требования, порядок ее создания, формирования информации, а также правила использования определяет Роскомнадзор. Эта же служба определяет перечень групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону.

Для координации деятельности по формированию доменных имен создается некоммерческая организация, одним из учредителей которой является Российская Федерация (в лице Роскомнадзора).

- Федеральный закон от 1 мая 2019 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201905010027.

Расширен перечень информации, запрещенной для распространения среди детей. К такой информации отнесена информация, содержащая изображение или описание сексуального насилия.

Для организаторов зрелищных мероприятий (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), содержащих информацию, запрещенную для распространения среди детей, а также лиц, непосредственно осуществляющих реализацию входных билетов, приглашений и иных документов, предоставляющих право посещения зрелищного мероприятия и лиц, контролирующих проход на такое зрелищное мероприятие, закреплена обязанность не допускать на такие мероприятия лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Для организаторов, распространителей билетов и контролеров закреплено право потребовать у посетителя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого посетителя.

Аналогичные требования устанавливаются для осуществления продажи, проката, аренды и выдачи из фондов общедоступных библиотек информационной продукции, содержащей информацию, запрещённую для распространения среди детей.

Субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать, что информационная продукция, содержащая информацию, запрещённую для распространения среди детей, допускается к распространению на территориях конкретных населённых пунктов на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учёта искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией организации из числа организаций, предназначенных для детей, но не менее чем пятьдесят метров от границ территорий указанных организаций. При этом данное правило не распространяется на рекламу, содержащую информацию, запрещённую для распространения среди детей.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 года № 552 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию отдельных мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» — http://government.ru/docs/all/121856/.

Правилами установлено, что гранты в форме субсидий предоставляются организациям, являющимся бюджетными, автономными учреждениями и иными некоммерческими организациями, за исключением казенных учреждений, Министерством науки и высшего образования РФ в целях реализации следующих мероприятий:

а) внедрение результатов мероприятий по созданию условий для реализации обучающимися персональных траекторий развития, включая организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурса на предоставление государственной поддержки, а также организационно-техническое, информационное, методическое, экспертно-аналитическое сопровождение государственной поддержки;

б) создание и обеспечение функционирования сети центров на базе образовательных организаций высшего образования для разработки моделей «Цифровой университет», включая организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурса на предоставление государственной поддержки, а также организационно-техническое, информационное, методическое, экспертно-аналитическое сопровождение государственной поддержки;

в) создание и функционирование сети международных научно-методических центров для распространения лучших международных практик подготовки, переподготовки и стажировки продвинутых кадров цифровой экономики в областях математики, информатики, технологий, включая организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурса на предоставление государственной поддержки, а также организационно-техническое, информационное, методическое, экспертно-аналитическое сопровождение государственной поддержки;

г) разработка и реализация программы масштабирования создания в образовательных организациях высшего образования центров ускоренной подготовки по программам высшего образования, включая организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурса на предоставление государственной поддержки, а также организационно-техническое, информационное, методическое, экспертно-аналитическое сопровождение государственной поддержки.

- 6 мая 2019 года Минкомсвязь России разместило для общественного обсуждения проект указа Президента РФ «О создании общественно-государственной организации «Российский центр интеллектуальной собственности» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=91128.

Как следует из текста проекта указа, в целях совершенствования государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, консолидации усилий государства ‎и гражданского общества для развития рынка интеллектуальных прав, наращивания экспортного потенциала в условиях перехода к цифровой экономике создается общероссийская общественно-государственная организация «Российский центр интеллектуальной собственности» (далее – Российский центр интеллектуальной собственности) с участием общественных объединений и организаций.

Учредителем от имени РФ является Правительство РФ.

Имущество Российского центра интеллектуальной собственности формируется как за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, так и за счет имущественных взносов иных учредителей, а также за счет пожертвований и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Целями деятельности Российского центра интеллектуальной собственности являются:

- обеспечение развития и безопасного функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, созданной в целях содействия развитию и внедрению способов управления в электронной форме такими правами; выработка предложений к организации предоставления государственных услуг в области интеллектуальной собственности, в том числе за счет стандартизации форматов передачи данных, технологий и способов взаимодействия между участниками рынка интеллектуальной собственности и государственными органами, установлению единых технических требований к программно-аппаратным решениям в указанной области;

- ведение просветительской деятельности в области правовой охраны, управления и защиты прав интеллектуальной собственности в цифровой среде, стимулирующей расширение круга пользователей цифровых сервисов (за исключением деятельности, относящейся к компетенции федеральных органов исполнительной власти);

- расширение международного взаимодействия в сфере интеллектуальной собственности (за исключением взаимодействия, относящегося к компетенции федеральных органов исполнительной власти), включая представление интересов российских правообладателей и продвижение цифровых сервисов на международном уровне;

- 8 мая 2019 года Минэкономразвития России разместило для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=89180.

Законопроект уточняет определение политической деятельности. Конкретизируется такая форма политической деятельности как «публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов» (абз. 6 п. 6. ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Предлагается исключить из нее деятельность, связанную с участием некоммерческих организаций:

а) в процедуре оценки регулирующего воздействия, установленной законодательством Российской Федерации;

б) в процедуре обсуждения проектов нормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, представленных соответствующими органами на общественное обсуждение;

в) в деятельности общественных советов и иных координационных и консультативных органов, созданных государственными органами власти, органами местного самоуправления, Общественной палатой Российской Федерации и общественными палатами субъектов Российской Федерации по приглашению указанных органов и организаций;

г) в выполнении исследовательских и аналитических работ, финансируемых за счет бюджетных источников, средств государственных и муниципальных учреждений, государственных унитарных предприятий, публично-правовых компаний, государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ, автономных некоммерческих организаций, учрежденных Правительством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также за счет средств иностранных и международных организаций в рамках международных договоров Российской Федерации».

Законопроектом предлагается изменить понятие «иностранного источника», содержащееся в п. 6 ст. 2 ФЗ об НКО. В перечень организаций, которые не являются иностранными источниками, включены государственные ‎и муниципальные учреждения, государственные унитарные предприятия, публично-правовые компании, государственные корпорации, государственные компании, акционерные общества с государственным участием и их дочерние общества, автономные некоммерческие организации, учрежденные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Российские юридические лица (за исключением вышеперечисленных) предлагается считать иностранными источниками только в том случае, если они получили денежные средства или иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц для последующей передачи российским некоммерческим организациям. Такие юридические лица в случае передачи денежных средств и (или) иного имущества российской некоммерческой организации обязаны не позднее дня такой передачи сообщить данной некоммерческой организации в письменной форме о том, что передаваемые денежные средства и (или) иное имущество были получены от иностранных источников в целях последующей передачи российским некоммерческим организациям. Не признаются полученными от иностранных источников денежные средства, которые поступили на счет российской некоммерческой организации ‎от иностранных источников, не расходовались данной организацией (правовая позиция Конституционного суда РФ, изложенная в Постановлении № 10-П от 08 апреля 2014 года) ‎и в течение одного месяца со дня их поступления в полном объеме возвращены соответствующим иностранным источникам, в том числе посредством внесения в депозит нотариуса в соответствии со статьей 327 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо поступили из иностранных источников, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Законопроектом предлагается ввести в п. 3 ст. 31.1 ФЗ об НКО новую форму поддержки СОНКО – «предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям, соответствующим условиям, установленным частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поручительств и независимых гарантий по обязательствам указанных организаций фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), микрозаймов микрофинансовыми организациями».

Срок предоставления мер имущественной поддержки НКО – исполнителям общественно полезных услуг предлагается увеличить с 2-х до 5-ти лет (п. 6 ст. 31.1 ФЗ об НКО).

Законопроектом предлагается предоставить СОНКО возможность возмездного отчуждения имущества, включенного в перечни имущественной поддержки, в свою собственность, если такое имущества находится в их временном владении или пользовании в течение 10 и более лет (п. 9 ст. 31.1 ФЗ об НКО).

Предусмотренный (п. 10 ст. 31.1 ФЗ об НКО) запрет на переуступку прав пользования переданным СОНКО государственным и муниципальным имуществом, передачу прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, предлагается дополнить запретом на передачу третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем) и на передачу в субаренду.

Статью 31.2 ФЗ об НКО предлагается изложить в новой редакции, предусматривающей обязанность органов исполнительной власти, оказывающих СОНКО финансовую и имущественную поддержку, помимо ведения реестров СОНКО – получателей поддержки, размещать определенный набор сведений об оказанной поддержке на едином информационном ресурсе, который ведет организация, уполномоченная Президентом РФ на предоставление грантов Президента РФ (т. е. Фонд президентских грантов).

Законопроектом предлагается закрепить норму о том, что для СОНКО не допускается установление отдельных форм федерального статистического наблюдения (п. 1 ст. 32 ФЗ об НКО). Таким образом, в случае принятия поправок, должна быть упразднена существующая в настоящее время форма 1-СОНКО.

Законопроектом предлагается установить (дополнение в п. 3 ст. 32 ФЗ об НКО), что НКО, представившая в уполномоченный орган в установленные сроки отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, освобождается от обязанности по представлению в налоговый орган отчета о целевом использовании полученных средств, предусмотренного абзацем 2 пункта 14 части 2 статьи 250 Налогового кодекса РФ, за соответствующий период. Иными словами, в случае, если НКО в установленные сроки подала отчет в Минюст, то она освобождается от подачи в ФНС формы годовой бухгалтерской отчетности «Отчет о целевом расходовании средств» (форма по ОКУД 0710006). По всей видимости, авторы законопроекта руководствуются желанием упростить отчетность НКО в части дублирования одних и тех же сведений, подаваемых как в Минюст, так и в ФНС, подразумевая, что Минюст сам будет передавать все необходимые сведения в ФМС в рамках межведомственного взаимодействия. Однако, данная норма требует более тщательной проработки, поскольку срок подачи отчетности в ФНС (до 30 марта года, следующего за отчетным) наступает раньше срока представления отчетности в Минюст (до 15 апреля года, следующего за отчетным).

- 10 мая 2019 года Самарской губернской думой на рассмотрение Государственной Думы РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» — https://sozd.duma.gov.ru/bill/706816-7.

Законопроектом предлагается установить, что для избрания в члены общественной палаты субъекта РФ, гражданин не только должен достичь восемнадцатилетнего возраста, но и иметь место жительства в соответствующем субъекте РФ. Переезд же на постоянное место жительства в другой субъект РФ предлагается включить в перечень оснований для прекращения полномочий члена общественной палаты субъекта РФ.

Вносятся поправки в части выдвижения кандидатов в челны общественной палаты субъекта РФ. Законопроектом предлагается наделить правом выдвижения кандидатов не только некоммерческие организации, но и общественные палаты (советы) муниципальных образований субъекта РФ, в случаях и в порядке, определяемом законом субъекта РФ.

- 23 мая 2019 года Минкомсвязь России разместило для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка централизованного управления сетью связи общего пользования» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=91558.

Проект постановления разработан в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В проекте приводятся три вида угроз сети связи общего пользования:

- под угрозой целостности сетей связи общего пользования понимается угроза нарушения способности взаимодействия сетей связи, при котором становится невозможным установление соединения и (или) передача информации между пользователями услугами связи.

- под угрозой устойчивости сетей связи общего пользователя понимается угроза при которой нарушается способность сети связи сохранять свою целостность в условиях эксплуатации технических средств связи, соответствующих установленным в документации производителей, при отказе части элементов сети связи и возвращаться в исходное состояние (надежность сети связи), а также в условиях внешних дестабилизирующих воздействий природного и техногенного характера (живучесть сети связи).

- под угрозой безопасности функционирования сетей связи общего пользования понимается угроза нарушения способности оператора связи противостоять попыткам несанкционированного доступа к техническим и программным средствам сети связи общего пользования и преднамеренным дестабилизирующим внутренним или внешним информационным воздействиям, следствием которых может быть нарушение функционирования сети связи.

Минкомсвязь по согласованию с ФСБ должно определить перечень актуальных угроз. Вероятность реализации угроз и уровень их опасности определяются Роскомнадзором.

Управление рунетом на себя будет брать Роскомнадзор в том случае, если вероятность угрозы определяется как высокая или ее уровень опасности оценивается как высокий.

-23 мая 2019 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России разместило для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении учений по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования на территории Российской Федерации» — https://regulation.gov.ru/projects#npa=91562.

Проект постановления разработан в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Учения представляют собой совокупность организационных, технических и тактических мероприятий, направленных на выполнение участниками учений учебных задач в условиях конкретной ситуации возникновения угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования на территории Российской Федерации сети «Интернет» и сети связи общего пользования.

Участниками проведения учений являются: операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, иные лица, если такие лица имеют номер автономной системы, а также Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральное агентство связи.

- 25 мая 2019 года Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» — https://sozd.duma.gov.ru/bill/717778-7.

Законопроект предусматривает дополнение ст. 29 ГПК РФ новой нормой, устанавливающей специфику подсудности по выбору истца исков о защите чести, достоинства и деловой репутации, в т. ч. о возмещении убытков или компенсации морального вреда.

По общему правилу, иски предъявляются в суд по месту жительства ответчика, а иски к организации – в суд по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ). Но если случай оскорбления или клеветы имел место в Интернете, а автор высказываний проживает в другом регионе, то общее правило подсудности ставит в заведомо неравное положение истца, чье право нарушено. В связи с этим предлагается предоставить истцам возможность подачи исков о защите чести, достоинства и деловой репутации в суд по месту своего жительства, независимо от места нахождения ответчика (по аналогии с исками о защите прав потребителей).

- 28 мая 2019 года группой депутатов на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» — https://sozd.duma.gov.ru/bill/719227-7.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно в части запретов, связанных с гражданской службой. Согласно действующей редакции п. 3 ч. 1 ст. 17 данного закона, гражданскому служащему запрещается «заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия на безвозмездной основе в управлении органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами».

В предлагаемой законопроектом редакции текст вышеуказанного пункта предлагается изложить следующим образом:

«3) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:

а) осуществления на безвозмездной основе полномочий единоличного исполнительного органа общественной организации (кроме политической партии, органа профессионального союза), жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости или вхождение в состав их коллегиальных органов управления (с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа);

б) участия на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

в) вхождения на безвозмездной основе в состав коллегиальных органов управления фонда, государственного или частного учреждения, автономной некоммерческой организации (с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа);

г) вхождения на безвозмездной основе в состав коллегиального органа коммерческой или некоммерческой организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

д) представления на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями в уставном капитале);

е) иных случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами;».

Таким образом, новеллой законопроекта является законодательное закрепление возможности вхождения государственных гражданских служащих на безвозмездной основе в состав коллегиальных органов управления фонда, государственного или частного учреждения, автономной некоммерческой организации (с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц предлагается закрепить отдельным пунктом 3.1.

Аналогичные изменения законопроектом предлагается внести и в Федеральный закон от 02.03.07 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

- 31 мая 2019 года Законодательным собранием города Севастополя на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» — https://sozd.duma.gov.ru/bill/721797-7.

Законопроектом предлагается дополнить часть 9 ст. 8 вышеуказанного федерального закона, регулирующую порядок определения состава одной трети членов Общественной палаты из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями, зарегистрированными на территории субъекта РФ, новым абзацем следующего содержания:

«Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что в случае представления менее необходимого для назначения остальной одной трети членов Общественной палаты числа кандидатур от местных общественных объединений, указанные в настоящей части члены Общественной палаты вправе рассматривать предложения о кандидатах в члены Общественной палаты, представленные региональными общественными объединениями, представители которых не вошли в состав Общественной палаты в соответствии с частью 8 настоящей статьи.».

Таким образом, в случае недостаточного количества кандидатур от местных общественных объединений для формирования последней трети Общественной палаты, вакантные места предлагается заполнять из числа кандидатур от региональных общественных объединений, ранее не прошедших отбор во вторую треть состава Общественной палаты.

3.0/5 оценка (2 голосов)