«Нужно входить в некоммерческий сектор с открытым сердцем»
Директор АНО «Ресурсный центр поддержки некоммерческих организаций и гражданских инициатив» в Ярославской области Елена Исаева — о работе «под ключ», наставничестве и дружбе.
Мы стали работать с начала 2000-х. Тогда это была студенческая организация, но мы хотели развиваться, увеличивать аудиторию и сферу деятельности.
В начале фактически вложились в создание базиса понимания себя: как помогать другим организациям, в чем именно заключается эта помощь? Для этого наши сотрудники ездили по крупным организациям, которые работали в Москве, в других регионах, учились, смотрели, как проводятся ярмарки НКО, какую поддержку можно оказывать другим некоммерческим организациям.
Но уже тогда мы не хотели ограничиваться одним городом. Задача — работать по всей области. В течение нескольких лет сформировали сеть координаторов по всем муниципальным образованиям в регионе, то есть в каждом муниципальном образовании работал наш амбассадор, который знал, как помогать активистам. В настоящее время у нас работают координаторы в десяти муниципальных образованиях, поскольку мы посчитали, что нецелесообразно, чтобы координатор работал там, где почти нет некоммерческих организаций. Но, как только муниципальные образования и его некоммерческий сектор развиваются до нужного уровня, мы понимаем, что там необходим человек, который будет местным драйвером, информационным центром.
Важно отметить, что ресурсный центр работает со всеми некоммерческими организациями, не выделяя отдельно
Специфика и особенности
Если говорить об особенностях и специфике ресурсного центра, то мы делаем акцент на помощь организации «под ключ». Редко кто это делает. Мы помогаем создать организацию, готовим документы, консультируем и потом сопровождаем НКО: следим, как развивается, помогаем с проектами. Для этого у нас в штате есть консультирующий юрист и бухгалтер, специалист по фандрайзингу, специалист по продвижению. Проводим семинары, тренинги, консультации – все это может быть полезно любой некоммерческой организации.
При этом каждый раз, исходя из запросов сектора, придумываем
Бесплатная помощь
Основная наша отличительная черта – мы помогаем некоммерческому сектору абсолютно бесплатно. Хотя и
Если бы оказывали платные услуги, то со стороны любого органа власти – это не очень хорошо. Сейчас с нами сотрудничает каждое профильное министерство, которое взаимодействует с НКО, то есть мы для них — партнер, которого можно пригласить и попросить провести семинар по социальному проектированию. А мы, в свою очередь, видим востребованность своих услуг в регионе.
Но, конечно, несмотря на все партнерские отношения, самым сложным остается вопрос поиска финансирования на зарплаты сотрудникам, аренду офиса, оказание тех услуг, к которым привыкли НКО. И здесь принцип «волка ноги кормят», поэтому расслабляться в этом аспекте точно нельзя.
О грантах
Нас поддерживает Фонд президентских грантов, это уже системная поддержка. Стараемся писать хорошие заявки, создавать интересные востребованные со стороны целевой аудитории проекты с хорошим софинансированием. Победа в конкурсе дает нам возможность продолжать деятельность ресурсного центра. Это наш ключевой столп финансовой устойчивости.
Советы для начинающих
Хотелось бы дать несколько советов новым НКО.
В начале пути руководству и сотрудникам новых организаций обязательно нужно разобраться в действующем законодательстве либо понимать, куда обращаться за советом, чтобы не нарваться на штраф и не подпортить свой имидж и уж тем более не довести организацию до ликвидации.
Второй момент – максимальная открытость. На мой взгляд, это очень важно сейчас, потому что опять же, это условие получения финансирования и доверия коллег.
И третья составляющая — тесная совместная работа и дружба с коллегами по сектору. То есть, нельзя ни коим образом, на мой взгляд, отделяться, конкурировать, нужно входить в некоммерческий сектор с открытым сердцем. Важно знать, что коллеги в любой сложный момент помогут и у них можно учиться.
В поиске наставников, лучших практик очень важно ездить на федеральные мероприятия, форумы. Организация, даже начинающая, должна понимать, что выходит на такой, условно, рынок социальных услуг, где уже работают другие игроки, и если она хочет помогать своей целевой аудитории лучше, чем другие, то этому нужно учиться, это нужно развивать.
Чтобы целевая аудитория получала большую поддержку, чем она могла бы получить только от органов власти или только от НКО. То есть, такие партнерские проекты, на самом деле, приносят больше пользы для благополучателей, собственно, для кого мы и работаем.
Стабильность и уверенность
После 23 лет работы в некоммерческом секторе сложно представить, что я занимаюсь
Для меня важна стабильность востребованности работы ресурсного центра со стороны некоммерческого сектора региона. Самое приятное ощущение, когда руководители НКО приходят со словами благодарности, пишут спасибо в социальных сетях. В такие моменты понимаешь, что у тебя полезная работа.
Статья взята с сайта Агентства социальной информации: