Главный финансист региона рассказал о реализации закона о соцзаказе в Ярославской области
В 2020 году Ярославская область вошла в перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых вступил в силу Федеральный закон 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
Что это дает жителям региона?
О проводимой работе по реализации закона о соцзаказе в Ярославской области нашему изданию рассказал директор регионального департамента финансов Алексей Долгов.
– Алексей Николаевич, закон о соцзаказе начиная с прошлого года реализуется только в пилотных регионах. В этот список включена и Ярославская область, с чем это связано?
– Наша область с 2017 года принимает активное участие во всероссийском эксперименте по внедрению положений федерального законопроекта «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
За четыре года на территории области опробованы новые механизмы социального заказа по 30 услугам в пяти социальных сферах: образование, физическая культура и спорт, культура, социальная защита, здравоохранение. По всем пяти отраслям социальной сферы к оказанию услуг были привлечены негосударственные организации. Результаты их работы получили положительную оценку населения.
26 января 2021 года между Министерством финансов Российской Федерации, правительством Ярославской области и мэрией города Ярославля заключено соглашение о сотрудничестве в сфере апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Для реализации этого документа на территории региона определено несколько видов услуг. В частности, государственная услуга по предоставлению социального обслуживания на дому (предоставление социально-медицинских услуг). А также муниципальные услуги по спортивной подготовке по олимпийским видам спорта – художественная гимнастика на этапе начальной подготовки, прыжки на батуте на этапах начальной подготовки и тренировочном (этапе спортивной специализации).
– Как складывается работа в этом направлении в регионе в настоящее время?
– В 2021 году социальное обслуживание на дому смогут получить 480 человек, объем выделенных средств – 4,34 млн рублей.
Кстати, расчет социального заказа произведен из максимально возможного объема услуги, предоставляемой организациями, входящими в реестр исполнителей услуг по социальному сертификату.
Услуги сиделок предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании после завершения стационарного лечения в результате перенесенных хирургических операций, травм опорно-двигательного аппарата, заболеваний, связанных с нарушениями кровообращения.
– Кто может стать получателем этого вида услуг?
– В первую очередь одиноко проживающие граждане или не имеющие родственников. Или если родственники не могут обеспечивать постоянный уход в силу своей нетрудоспособности, либо отдаленности проживания, либо занятости на постоянном месте работы.
Набор услуги формируется исходя из оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в услугах сиделки, объема и продолжительности предоставления услуги – 4 или 8 часов, до 28 календарных дней – в соответствии с социальным сертификатом, выданным уполномоченным органом.
Оплата услуги сиделки производится с помощью субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг исполнителями, включенными в реестр исполнителей услуг по социальному сертификату.
Что касается услуг по спортивной подготовке на 2021 год, то социальным заказом утвержден общий объем получателей услуг в количестве 91 человека, в том числе по направлению «художественная гимнастика» – 56 человек, прыжки на батуте на этапе начальной подготовки – 10, а на тренировочном этапе – 25 человек.
По данному направлению отбор исполнителей муниципальных услуг идет по результатам конкурса, а объем запланированных средств – 2,05 млн рублей.
– Планируется ли в дальнейшем расширение списка услуг, оказываемых в Ярославской области в соответствии с законом о соцзаказе?
– Правительством области принято решение об участии региона в реализации закона о соцзаказе в сфере туризма начиная с 2022 года.
Так, планируется предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, реализующим Федеральный закон № 189-ФЗ, на софинансирование расходных обязательств, связанных с организацией оказания государственных услуг в сфере школьного туризма в соответствии с социальным сертификатом.
Для повышения доступности и популяризации туризма для детей школьного возраста на сегодняшний день Ростуризмом предложена категория потребителей услуги «школьники средней школы (5 – 9-е классы)». Способ отбора исполнителя услуг – из реестра исполнителей услуг по социальному сертификату.
– Алексей Николаевич, где потенциальные получатели и исполнители услуг могут найти интересующую их информацию о соцзаказе в регионе?
– Информационные материалы регулярно размещаются на порталах органов власти, на сайте Общественной палаты ЯО, на портале НКО в сети интернет, а также в газете «Окно в НКО».
Для информирования потенциальных исполнителей государственных (муниципальных) услуг разработан буклет «Социальный заказ как механизм выхода НКО на рынок социальных услуг».
Одним из приоритетов работы по реализации закона о социальном заказе на 2021 год являются мероприятия по коммуникационной поддержке.
Для реализации данных мероприятий региональным департаментом финансов совместно с Общественной палатой Ярославской области был разработан и утвержден план взаимодействия рабочей группы по организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. В нее входят представители органов власти, Общественной палаты, некоммерческих организаций.
Согласно плану проводится информационная и разъяснительная работа с организациями – потенциальными исполнителями услуг в социальной сфере, а также с потенциальными потребителями.
– Участие в экспериментах – это всегда интересно, престижно, но зачастую вызывает сложности, связанные с недостатком опыта, информации. Федеральные власти оказывают содействие регионам, участвующим в апробации соцзаказа?
– Да, конечно, федеральные министерства, в первую очередь Министерство финансов, оказывают информационную и методическую поддержку
Так, например, в июле мы вместе с мэром Ярославля Владимиром Волковым принимали участие в семинаре-совещании, который проводил в Ханты-Мансийске Минфин России совместно с Правительством ХМАО. На нем также присутствовали представители Минздрава, Минтруда, Минспорта РФ, Ростуризма, Казначейства России, а также региональных органов исполнительной власти.
В течение двух дней участники обсуждали схемы управления и делились опытом реализации соцзаказа по направлениям: занятость, паллиативная помощь и санаторно-курортное лечение, спортивная подготовка, применение социальных сертификатов при реализации образовательных программ.
Ярославская область представила свои наработки по направлениям «Социальное обслуживание» и «Спортивная подготовка», а также по теме распространения закона о социальном заказе на реализацию программ по туризму.
– Алексей Николаевич, какие трудности возникают в процессе реализации закона о соцзаказе в регионе?
– Основная сложность связана с решением задач, поставленных Минфином России и направленных на цифровизацию процесса формирования и исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов, что потребует выделения дополнительных средств из бюджета Ярославской области.
При этом цифровизация процессов внедрения механизмов социального заказа, в том числе обеспечение возможности подачи документов в электронном виде и использования системы межведомственного электронного взаимодействия при проверке поставщиков на соответствие требованиям, установленным законодательством, необходима. Это снимает административные барьеры для потенциальных исполнителей социальных услуг, которые в настоящее время не включены в реестр. В перспективе возможно появление новых поставщиков, в том числе и из других регионов.
Получатели услуг также выиграют от возможности подачи заявлений и выбора поставщика в электронном виде.
Поэтому в ближайшее время перед нами стоит задача по доработке региональных информационных систем в целях обеспечения электронного взаимодействия между уполномоченными органами, исполнителями и потребителями услуг.
Фото из архива «Ярославского региона»