С 2021 года «ужесточились» требования к ежегодной отчётности перед органами юстиции. Но минюст готов пойти на небольшие уступки
Теперь НКО обязаны предоставлять сведения о денежных средствах и ином имуществе, поступающем от российских юридических лиц, которые в свою очередь получают денежные средства и иное имущество из иностранных источников (приказ от 6 декабря 2019 г. N 279 Минюста России «О внесении изменений в формы отчетности некоммерческих организаций, утвержденные приказом Минюста от 16 августа 2018 Г. N 170»). Сроки сдачи отчётности – до 15 апреля для НКО, до 30 марта для благотворительных НКО.
Предполагается, что для исполнения этих требований НКО могут направить в адрес всех юридических лиц, передававших им денежные средства и иное имущество,
Если ответ от российской организации на этот запрос не будет получен или говорит об отсутствии среди её доходов поступлений из иностранных источников, то НКО информирует органы юстиции об отсутствии у нее поступлений от российских юридических лиц из иностранных источников (проект бланка запроса прилагается).
Но это запредельные административные издержки прежде всего для благотворительных организаций. Да ещё и в условиях, когда всё больше средств идёт на помощь людям
Это риски для НКО испортить отношения с бизнесом, который защищает свою коммерческую тайну и не рассчитывал, что ему также нужно будет вложиться в отчетность НКО, которым он благотворительно помогает.
Наконец, это риски ценой неимоверных усилий собранной, но неверно составленной отчетности, поскольку никаких методических решений по этому поводу органы юстиции НКО не предоставили.
Совет по правам человека (СПЧ) при президенте неоднократно говорил о том, что ужесточение требований к получению иностранных средств бьёт по всем организациям, а не только работающим с иностранным финансированием, поскольку все организации должны будут формировать такую отчетность. И чем более успешной является организация, собирающая средства внутри страны, тем больше проблем и затрат в ходе выполнения требований к отчету у неё возникает.
На это обратили внимание общества и власти 22 крупнейшие благотворительные организации 2-го марта, обратившиеся с открытым письмом с просьбой остановить требования контрольного органа, исполнить которые они не в состоянии.
СПЧ рассматривает такую ситуацию как проявление барьера для прав граждан на объединения, и 11 марта благотворительные организации на площадке Общественной палаты встретились с Минюстом.
Появилась информация о том, что орган юстиции рассматривает возможность переноса сроков отчетности и разработки понятных методических указаний о ее составлении некоммерческими организациями.
СПЧ начал консультации с Минюстом о вхождении представителей совета в возможную рабочую группу при министерстве, которая совместно может обсудить варианты формирования отчетности с учетом интересов некоммерческих организаций, их благополучателей и партнеров.