Портал некоммерческих организаций
Ярославской области

лого2

logo

  • Новости

Сергей Бабуркин: «Обучение уважению прав других - часть формирования правовой культуры школьников!»

Сергей Бабуркин: «Обучение уважению прав других - часть формирования правовой культуры школьников!»

Право на образование – ключевое в группе «прав второго поколения», или социально-экономических и культурных прав. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях входят в число основополагающих прав граждан. Вместе с тем, в этой важной сфере сохраняются проблемы, связанные с недостаточной реализацией либо ущемлением прав.

Сергей Бабуркин: «В 2021 году я как Уполномоченный по правам человека получил и рассмотрел 46 обращений о защите права на образование, что составляет 1,7% от общего числа жалоб. Тематика их самая разнообразная. Это и сложности с зачислением в школы и детские сады, и проблемы, связанные с дистантом, и материально-техническое состояние образовательных учреждений, и вопросы доставки детей в школы в сельской местности, и многое другое».

По мнению Уполномоченного, в области реализации права на образование имеются и «сквозные» проблемы – то есть те, которые затрагивают сразу несколько конституционных прав – например, право на личную неприкосновенность, на доступ к информации, на информационную безопасность, на объединение, на свободу мысли и слова и ряд других. Одна из них – проблема безопасности получения образования.

При этом, по словам Сергея Бабуркина, «безопасность в школах — это не только заборы, двери и система видеонаблюдения. Это – более широкая проблема, проблема не только школы и родителей, но всего общества, и только всем обществом и широким комплексным подходом можно реализовать право на безопасное образование».

Важный аспект проблемы безопасности в школах связан с таким распространенным и опасным явлением, как буллинг. При этом тревожной тенденцией наших дней является уход этого явления в онлайн-пространство, в социальные сети, мессенджеры, усиление такой разновидности буллинга, как кибербуллинг. Это делает буллинг менее видимым для родителей, педагогов, психологов, но не менее болезненным для детей и подростков.

Так, учащиеся 11 класса одной из школ рассказали: «для учителей и психологов в классе атмосфера может казаться идеальной, все улыбаются, между собой общаются, вежливы, успеваемость нормальная. И при этом никто из учителей и понятия не имеет, что за пределами учебного времени творится в соцсетях и какая травля – и индивидуальная, и групповая,— там может быть организована!».124

Что такое буллинг и как ему противостоять? Под таким названием в аппарате Уполномоченного была выпущена информационная брошюра в двух частях. Первая часть предназначена для родителей и педагогов, вторая – для детей и подростков.

В написании брошюры омбудсмену помогали и сами школьники – учащиеся 10–11 классов МОУ СОШ № 18 г. Ярославля, а также МУ «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Ярославля. Поддержку в подготовке брошюры оказал и департамент образования мэрии Ярославля. «Какими бы ни были причины этого явления, задача взрослых одна – предотвратить травлю, защитить того, кто стал жертвой, научить детей конструктивным способам поведения в конфликтных ситуациях. От грамотной позиции взрослых (педагогов и родителей) зависит то, как разрешится эта непростая ситуация. Право на спокойную жизнь в школе и безопасность имеет каждый ученик. Задача взрослых — это обеспечить»,— отметила во вступительном слове директор департамента Елена Иванова.

Сергей Бабуркин: «В этом издании мы постарались доступным языком рассказать, как распознать буллинг в коллективе и противостоять ему. Педагоги получат советы профессионалов о том, как построить восстановительную работу в классе в случае выявления буллинга, а дети – как рассказать взрослым, что делать, если стал свидетелем буллинга и даже как понять, что ты сам оказался в роли агрессора».

19 апреля на базе средней школы № 18 г. Ярославля состоялась встреча Уполномоченного с руководителями образовательных организаций. На мероприятии обсудили, как включить проблематику буллинга в классные часы, а также представили образец локального акта школы – «Правил сетевого этикета», с помощью которых можно установить этические нормы общения в чатах (беседах) мессенджеров.

«Соблюдение ряда простых норм – это шаг к гармонизации психологического климата в школе и формированию правовой культуры, направленной, в первую очередь, на уважение прав других участников образовательного процесса»,— подытожил Сергей Бабуркин.

Получить бесплатный экземпляр брошюры можно в офисе Уполномоченного, а скачать PDF-версию – на сайте омбудсмена www.up76.ru.

Как обратиться к Уполномоченному по правам человека в Ярославской области Сергею Бабуркину?

-          записаться на личный прием по телефону (4852) 78-60-32;

-          направить письменное обращение по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д.28;

-          направить электронное письмо по адресу: upch@yarregion.ru;

-          направить обращение через круглосуточную интернет-приемную на сайте www.up76.ru, заполнив специальную форму;

-          оставить сообщение на официальных страницах Уполномоченного по правам человека в Ярославской области в социальных сетях ВКонтакте и Телеграмм.

5.0/5 rating 1 vote

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ ГАЗЕТЫ

Электронная почта *