Сергей Бабуркин: реализация права на обращение – одна из форм участия граждан в публичном управлении!
В очередном выпуске рубрики «Страничка омбудсмена» Уполномоченный по правам
человека в Ярославской области Сергей Бабуркин рассказывает читателям о конституционном
праве на обращение, которое относится к «правам первого поколения» — личным
(гражданским) и политическим правам.
Статья 33 Конституции РФ гарантирует гражданам РФ право «обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления и защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом
способами».
Сергей Бабуркин отмечает: «Актуальность проблемы участия граждан в процессах
публичного управления посредством направления обращений каждый год возрастает. Если в
2013 году право на обращение вообще не затрагивалось в жалобах к Уполномоченному, то в
2019 году таких обращений было уже 68 (2% от общего числа), а в 2020 г. – 73, или 3% от
общего числа жалоб. При этом 28 обращений поступили из мест принудительного
содержания – СИЗО и исправительных колоний».
В 2020 г. граждане жаловались на сложности в коммуникации со следующими
инстанциями:
органы местного самоуправления и государственной власти («не реагируют, не
дозвониться»);
медицинские учреждения;
учреждения уголовно-исполнительной системы;
судебные и правоохранительные структуры.
Темами жалоб были:
— несвоевременное рассмотрение обращений,
— сложности в записи на прием,
— недостаточная открытость ведомств и инстанций,
— нарушение сроков рассмотрения обращений,
— непредоставление ответов.
Соцсети или почта: как удобнее обращаться в госорганы?
Электронные ресурсы занимают все более весомую нишу как каналы обратной связи
государственных инстанций с гражданами. Все больше обращений поступает через социальные
сети, через
опросы, основными каналами коммуникации ярославцы
регистрируемые письменные обращения.
Сергей Бабуркин рассказывает: «Жители области расходятся во мнениях, какой способ
подачи обращения более эффективен. Многие придерживаются традиционного мнения о
том, что лучше всего подать письменное обращение, получить в приемной «штампик» и
контролировать соблюдение срока получения ответа.
гаджетов
новых электронных форм общения с властью. Заявители жаловались, что направить
обращение через официальные сайты во многие структуры невозможно, они «зависают». С
другой стороны, многие говорят, что сообщать о замеченных нарушениях или недостатках
удобнее всего через социальные сети».
Порядок подачи и рассмотрения обращений регламентирован Федеральным законом от
02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Закон не устанавливает
предусматривает рядтребований к ее содержанию.
Практика работы с обращениями показывает, что для более оперативной и оптимальной
работы с жалобой в ней должны быть указаны данные и координаты заявителя. Жалоба не
должна быть объемной, проблему нужно четко и конкретно сформулировать. Текст желательно
напечатать.
читаемым. К жалобе могут быть приложены любые документы, подтверждающие изложенные в
ней факты и обстоятельства. Заявитель вправе в соответствии со ст. 24 Конституции РФ
знакомиться с материалами производства по жалобе. Важно помнить, что государственный
орган обязан дать письменный ответ по существу всех поставленных в жалобе вопросов до
истечения 30 дней с даты ее регистрации (на регистрацию отводится до 3 рабочих дней с даты
поступления обращения). Этот срок может быть продлен, но заявителя также обязаны об этом
уведомить.
Сергей Бабуркин:«Несмотря на противоэпидемические ограничения, я не прекращал
принимать обращения и принимаю их по нескольким каналам – как традиционным, так и
новым. Жалобу Уполномоченному можно подать через круглосуточную
на официальном сайте up76.ru, заполнив специальную форму, где к обращению можно
приложить фотокопии всех нужных документов. Кроме того, можно записаться на личный
прием по телефону
правового отдела аппарата Уполномоченного, где Вам предоставят юридическую
консультацию. Письменное обращение можно послать по почте по адресу г. Ярославль,
150000, ул. Революционная, д. 28. Но обращение или сигнал о нарушении прав можно
оставить и на моих официальных страницах в социальных сетях Facebook, Вконтакте и
Инстаграм, где Ваше сообщение незамедлительно возьмут в работу».
Напомним, в Аппарате Уполномоченного подготовлена
просветительская брошюра «Права призывника в вопросах и ответах».
С ней вы можете ознакомиться по QR- коду:
Контакты Уполномоченного по правам человека в Ярославской области:
Ярославль, Революционная ул., д. 28, тел.