Портал некоммерческих организаций
Ярославской области

лого2

logo

  • Лента ресурсного центра

Красная кнопка помощи. Сергей Бабуркин - о праве на образование в безопасных условиях

Красная кнопка помощи. Сергей Бабуркин - о праве на образование в безопасных условиях

Тема прошедшего эфира на «Радио России» Ярославль была подсказана
трагедией, которая разыгралась 11 мая в школе № 175 города Казань. И, к сожалению, это
не единственный случай: с 2004 по 2021 год в России произошло порядка 25 трагедий
подобного характера в разных образовательных учреждениях, с разными масштабами и
последствиями.
Для обсуждения острой темы Сергей Бабуркин пригласил в радиостудию Светлану
Викторовну Астафьеву, первого заместителя директора департамента образования, Алину
Сергеевну Астафьеву, директора средней общеобразовательной школы № 18, а также
Марину Федоровну Луканину, директора МУ ГЦ ППМС и психолога.Еще до начала
трансляции в социальных сетях посетители странички Уполномоченного смогли
адресовать участникам программы интересующие их вопросы: про действенность
автоматической блокировки дверей в школах, кто должен обеспечивать безопасность
учеников во время учебы: Росгвардия или все же регулярные профилактические работы
детей с психологами и другие.
Алина Астафьева отметила опыт чеченских школ, где урегулирована система
отношения к безопасности, начиная с первых шагов по школе: плакаты, памятки, в
которых прописаны алгоритмы поведения в чрезвычайных ситуациях для учителей и
детей.
— Чтобы реагировать, у нас должен быть абсолютный алгоритм того, как мы
действуем. Мы обсуждаем эти вопросы на классных часах, а также в рамках внеурочной
программы «Код безопасности». Конечно, у нас существуют специальные инструктажи, но
в каждой школе индивидуальная адаптация к подобным случаям,— подчеркнула директор
школы № 18.
Первый заместитель директора департамента образования региона пояснила, что
создание безопасной образовательной среды продекларировано законодательством РФ в
сфере образования. Светлана Астафьева отметила, что к той открытости школ, что была
раньше, мы не вернемся, так как изменилось общество и информационная среда. Исходя
из ситуации, ведомства стараются разработать самые передовые и возможные
механизмы, а именно красная кнопка вызова специальных служб, камеры наблюдения,
запасные входы и выхода, методические рекомендации. Некоторые ярославские школы
обзавелись входной зоной по пропускам.
На вопрос Уполномоченного о готовности ярославских учителей действовать так
же, как действовали учителя в казанских школах, Светлана Викторовна ответила:
«Каждый разумный человек готов к этому, а именно такие и работают в наших школах.
Мы в очередной раз повторили все. Буквально на днях мы направили в образовательные
организации методические рекомендации от Министерства Просвещения РФ. Наша
задача – увидеть этих детей, понять, что у них случилось, чтобы предотвратить подобные
случаи».
В аналогичных ситуациях перед нами всегда встает вопрос о том, что нужно делать,
чтобы такого больше не было? Для более детального изучения нужна весомая база, но на
данный момент она, в основном, зарубежная, так как процент нападений в школах у них
выше, чем в нашей стране.
— Причины всегда индивидуальны, но есть обобщения. Во-первых, у ребенка,
который в будущем может совершить террористический акт, всегда дома есть семейное
неблагополучие, а именно отсутствие контакта с родителями, частые конфликты,
переживаемое насилие, отчужденность со стороны ближних родственников. Во-вторых, -
это индивидуальные, психологические личностные факторы, а в-третьих, -
неблагополучие в социальной сфере: нет друзей, неправильное окружение, отсутствует
контакт со сверстниками,— рассказала Марина Луканина.
Психолог отвечает и на вопрос, почему именно образовательные организации
становятся объектом нападения. Это связано с тем, что школы играют большую и важную
роль в жизни любого ребенка, ведь именно ее он посещает 9–11 лет. И как раз-таки школа
является местом для самореализации в разных аспектах, в том числе,
негативных.Слушатель радиоэфира поинтересовался у экспертов о возможности
применения к особенным детям, негативно влияющим на остальное окружение, какие-то
иные меры?
Алина Астафьева считает, что сложно провести границу, где это детская игра, а где
повод для серьезных способов воздействия. Например, в 18 школе к подобным
инцидентам подключается целая команда: два психолога, социальный педагог и, при
необходимости, инспекция по делам несовершеннолетних. Работа проводится не только
с детьми, но и с родителями для большей эффективности.
— Согласна с тем, что нынешние меры в виде штрафов и мелких выговоров как-то
могли бы повлиять на изменение ситуации. Все-таки думаю, что вскоре Законодательство
будет меняться не в сторону ужесточения, а именно изменения подходов к семьям.
Сегодня инспекция по делам несовершеннолетних регулярно решает подобные дела, при
необходимости проводится медицинская комиссия и далее ребенок может направиться в
учреждения закрытого типа,— констатировала Светлана Астафьева. Представитель органа
власти подчеркнула важность обращения к директору, специалистам, если вы выявили
случаи жестокости в образовательных учреждениях.
Психолог Марина Луканина заметила тенденцию старшеклассников
самостоятельно обращаться за помощью к специалистам, тем самым, возросло
количество системных случаев: ребенок получает медицинскую помощь и работает с
психологом, что вкупе работает эффективно.
Эксперты также рассказали, что практически в каждом образовательном
учреждении есть специалисты-психологи. Есть и психолого-специальные центры, готовые
оказать необходимую поддержку.
Но, кроме работы со специалистами, необходимо правильное проведение досуга.
Например, это различные бесплатные государственные секции, кружки, где на данный
момент задействованы порядка 75% ярославских детей. Также специалисты напоминают,
что важно самим родителям поддерживать контакт с детьми, говорить с ним, проводить
совместный досуг, помогать им найти себя, направить их в нужном направлении.

0.0/5 оценка (0 голосов)

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ ГАЗЕТЫ

Электронная почта *