Университеты как катализаторы изменений на XXI Гражданском форуме в Ярославской области
17 октября 2025 года в Ярославле прошел XXI Гражданский форум Ярославской области «Партнерство во благо развития региона». Одной из ключевых площадок форума стала секция, посвящённая реализации третьей миссии университетов.
Работу секции открыл сенатор Российской Федерации Александр Русаков, который отметил высокую важность третьей миссии университетов как активных участников социального развития регионов России. Федеральные эксперты и представители ведущих вузов продолжили обсуждение того, как высшее образование становится полноценным партнером общества в разрешении социальных проблем.
Эксперты рассматривали образовательный подход «Обучение служением» как ключевой механизм для системной реализации третей миссии. Дмитрий Варанкин, руководитель федерального проектного офиса программы, подчеркнул, что современный университет должен не только давать образование и науку, но и заниматься воспитанием студентов. Он отметил существующие проблемы, такие как разрыв между учебной и внеучебной деятельностью и «ивентный» подход к работе со студентами. По его мнению, программа «Обучение служением» предлагается как системное решение, интегрированное в методический конструктор для вузов.
Артем Шадрин (директор Института социально-экономического проектирования Высшей школы экономики) развил эту мысль, назвав «Обучение служением» и партнерство с НКО и органами власти ключевыми приоритетами третьей миссии. Он привел примеры, как студенты разных специальностей, от IT до медиа-коммуникаций, могут в рамках своей основной образовательной деятельности решать реальные социальные задачи, разрабатывая программное обеспечение для НКО или создавая коммуникационные стратегии.
Владимир Никольский (директор центра методического сопровождения программы «Обучение служением» НИУ Высшая школа экономики) посвятил свое выступление вопросам институциализации подхода, то есть его системного внедрения в вузах. Он выделил четыре уровня этого процесса: от «педагогического эксперимента» до полной «культурной трансформации», а также описал гибридную модель управления программой как наиболее сбалансированную для современных вузов.
Обсуждение не ограничилось только федеральной программой. Ирина Лапидус, директор программ Фонда Потанина, представила экосистему фонда как инвестиции в будущее. Она отметила, что фонд реализует масштабные программы в сфере высшего образования и благотворительности, активно поддерживая развитие третьей миссии университетов. Эта поддержка включает как финансовые, так и нефинансовые инструменты, такие как экспертное сопровождение и образовательные курсы.
Галина Лукьянова (и.о. заведующего кафедрой политических институтов и прикладных политических исследований СПбГУ, руководитель клиники прикладных политических исследований) представила «клинический подход» в обучении как основу для реализации третьей миссии. Она провела различие между «Обучением служением», которое ориентировано в первую очередь на развитие социальных навыков, и «клиническим обучением». Клинический подход, по ее словам, фокусируется на интеграции студентов в профессиональное поле через решение реальных задач заказчиков. В СПбГУ действует 20 таких клиник (юридическая, психологическая и др.), которые работают как «учебные фирмы» и ежегодно обрабатывают тысячи обращений от граждан и организаций.
Денис Палатников (проректор по учебной работе Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского) поделился опытом Ярославского педагогического университета, позиционируя вуз как открытый региону в поисках путей решения социальных задач. В качестве примеров реализации третьей миссии он привел проект «Расскажи о добром», в рамках которого 50 медиаволонтеров создают контент для 30 общественных организаций, а также практику «социального репетиторства», когда
#Росмолодёжь #РосмолодёжьГранты

